Специальная версия
Наш тег в соцсетях: #drampush

В плену французских грез

Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет...
Зигмунд Фрейд
 
Сложно не вспоминать великого психоаналитика, когда смотришь спектакль французского режиссера Филиппа Жанти «Не забывай меня». С Фрейдом можно спорить, не соглашаться, где-то даже протестовать, но в одном он, безусловно, прав: сны - кладезь нашего Я, наше самое сокровенное и потаенное, то, что делает нас уникальными. Доказал это и кукольник из Франции, уже много лет поражающий зрителей своими необычными спектаклями. 1 июня посчастливилось псковичам — в рамках Международного театрального фестиваля им. А. Чехова в Пскове была показана его нашумевшая постановка.  
 
Спектакль «Не забывай меня» Жанти был создан более 20 лет назад, но сегодня в Пскове была показана обновленная его версия. В 2012 году к постановке были привлечены норвежские артисты из Nord Trondelag University College de Verdal. В конце XX века Филипп Жанти посчитал, что постановка должна быть черно-белой с преобладанием черного, а уже в XXI веке, после посещения Норвегии, решил добавить в нее больше белого и даже голубого. «Это появилось после того, как Филипп посетил Норвегию и впечатлился теми цветами, тем светом, который он там увидел, всей этой роскошью, и решил, что теперь это должно выглядеть именно так», - отметил один из исполнителей Хенрик Хольф Вааген в беседе с журналистами.
 
 
Постановка целиком и полностью соткана из сновидений. Дело в том, что большую часть идей Филипп Жанти черпает из снов. Записывает их давно: рядом с кроватью, по словам режиссера, всегда лежит карандаш и лист бумаги. Вот и в этом спектакле Жанти приглашает зрителя отправиться в путешествие по глубинам собственного сознания и не только. Вдохновили его сны супруги и соавтора спектакля «Не забывай меня», хореографа Мэри Андервуд, которые она видела еще в детстве. Например, в спектакле есть сцена, в которой танцовщица Майа Беккен вращается с черным шелком вокруг артистов. В «оригинале», то есть во сне, вместо ткани был табун лошадей, который носится вокруг сновидца. Филипп решил воплотить это сновидение на сцене именно таким образом. «Далеко не обо всех снах мы знаем, не обо всем догадываемся. Они не все нам рассказывают», - улыбнулась Майа. «По-моему, в этом и есть задумка Филиппа - не только каждый зритель по-своему интерпретирует то, что видит, но и мы, артисты, не должны понимать, что это и как это объяснить», - добавил Хенрик Вааген.
 
«Не забывай меня» - это невероятная игра света, цвета, игра воображения. Разгадывать сложные лабиринты этих сновидений или просто насладиться красотой танцующих с куклами людей - дело каждого. Но остаться равнодушным к увиденному просто невозможно.
 
 
Невероятно пластичные, молодые норвежские танцоры с первых же минут представления очаровывают своей простотой, красотой и обаянием. Трансформирующаяся сцена, меняющиеся планы, меняющиеся марионетки, партнеры - все это держит до самой последней минуты спектакля. В нем есть все: страх, печаль, смех, безудержное веселье и, конечно же, любовь. В какой-то момент мне даже показалось, что я сплю и вижу собственные сны, так захватывающе и сюрреалистично это выглядело: обезьяна в платье, мартышка в смокинге, которая, пританцовывая, тащит за спиной девушку. Но все выполнено с таким французским шиком, стилем, что глаз оторвать просто невозможно. В какой-то момент зритель перестает гадать, где на сцене человек, а где кукла, и отдается этому волнительному впечатлению, которое вызывает происходящее на сцене.
 
Особый шарм всей постановке придает музыка, созданная гениальным композиторам Рене Обри. Автор сначала писал отдельные темы, отрывки, которые давал послушать исполнителям. Те придумывали пластичные этюды, сценки, записывали на видео и вновь показывали Рене. Он дописывал, совмещал музыку и танец. Эффект вышел невообразимый. Музыка погружает зрителя в транс, выйти из которого также помогают звуки.
 
 
Кстати, в отличии от многих других постановок, в «Не забывай меня» артисты поют. Правда, не непонятном никому языке. Филипп Жанти редко использует в своих спектаклях песни с текстами, но совсем недавно начал экспериментировать. «Мы вместе учились, что-то придумывали. Филиппу понравилось и он закрепил это в спектакле. Жанти на самом деле не делает свои спектакли текстовыми, они в основном визуальные. И с песнями он поступает также: это просто какой-то текст, который мы сами придумали, на несуществующем языке. Просто звуки, которые отлично звучат вместе», - отметила исполнительница Майа Беккен.
 
В рамках Чеховского фестиваля спектакль «Не забывай меня» был показан в Москве, Петербурге, а потом уже привезен в Псков. Специально для российской сцены его немного адаптировали. В каждой новой стране артисты разучивают несколько фраз на чужом для себя языке. В Пскове, например, прозвучало: «Обезьяна проглотила все мои печали». Сегодня на псковской сцене артистам пришлось выступать в более «компактных» для себя условиях, поэтому спектакль был адаптирован к свету и пространству большой сцены Псковского драмтеатра.
 
 
Филипп Жанти много гастролирует с этим спектаклем по странам мира и везде, по заверениям артистов, постановку воспринимают по-своему. По-разному спектакль воспринимается даже в пределах одной аудитории, убежден Вааген. «Мысли, чаще всего, у зрителей рождаются одинаковые, но каждый заполняет непонятные для себя места своими переживаниями, у всех выстраивается своя картинка в голове», - отметил он. «Мне кажется даже в России, в разных ее городах, чувствуется разница в восприятии спектакля», - добавила Майа Беккен.
 
«Рискуем быть похожими на каких-нибудь рок-звезд, но вынуждены признать, что зрители в России замечательные. Здесь, в Пскове, у зрителей очевидно есть большой опыт хождения в театр, восприятия информации со сцены. Люди явно были готовы принять все то, что им покажут, все впечатления. Было ощущение, что зал сегодня был довольно тихий, но мы решили, что люди просто прислушиваются ко всему тому, что происходит», - заметил ее коллега.
 
В завершении беседы с ними полная впечатлений задаю вопрос: «Вы сами делитесь с Филиппом своими снами?». «Нет, боимся, что он сделает на основе этого какой-нибудь спектакль», - шутит Хенрик Вааген. 
 
А все, кому постановка понравилась, думаю, наоборот, мечтают о новом шедевре. Тем более, что сам Филипп Жанти пообещал следующий свой спектакль привезти в Псков.
 
Светлана Аванесова
Источник: Псковская Лента Новостей