Специальная версия
Наш тег в соцсетях: #drampush

На фоне «нашего всего». В Пскове завершился Пушкинский театральный фестиваль

Ирина Алпатова
 
«СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ»
«СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ»

В этом году он прошел уже в 22-й раз. И год от года затевать и проводить достаточно престижный форум становится все сложнее. Фестивалю предшествовало довольно много драматических событий, начиная от реорганизации псковских учреждений культуры, которая сопровождалась различными, порой неожиданными кадровыми перестановками, и заканчивая финансовым кризисом, который, конечно, наложил свой отпечаток на все происходящее. Фестиваль на сей раз утратил статус международного, в нем участвовали только российские коллективы, причем преимущественно «ближние» – из Москвы и Санкт-Петербурга. Лишь два более удаленных театра, из Омска и Ижевска, добрались в этом году в Псков.

«НЕТ ЛЕТ»
«НЕТ ЛЕТ»


Но на качестве программы это, к счастью, не сказалось. Двенадцать спектаклей, вошедших в афишу, представляли такие известные режиссерские и актерские имена, как Кама Гинкас и Генриетта Яновская, Вениамин Смехов и Петр Мамонов, Игорь Яцко и Петр Шерешевский, Максим Диденко и Василий Сенин. Да и сами постановки, которые удалось привезти в Псков, вызывали неподдельный интерес как местной публики, так и гостей фестиваля, ведь среди них были «Рыбак и его душа» московской «Школы драматического искусства», «Жизнь за царя» питерского Театро ди Капуа (номинант нынешней «Золотой Маски), «Нет лет» Театра на Таганке, «Пушкин. Дуэль. Смерть» московского ТЮЗа, проект Мамонова «Дед Петр и зайцы». Да еще два нашумевших спектакля были продемонстрированы публике на большом экране – «Золотой петушок» Камы Гинкаса и премьерный «Борис Годунов» Константина Богомолова в Ленкоме. Из этой афиши, кстати, видно, что в 2015 году фестиваль включил в свою программу спектакли не только по произведениям самого поэта, но и других авторов. Тем любопытнее воспринимались эти постановке «на фоне Пушкина».

«ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ»
«ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ»

По мнению же художественного руководителя Псковского театра и Пушкинского фестиваля Василия Сенина, «тема времени стала краеугольным камнем нашей программы в 2015 году. Настоящее, в котором мы живем, прошлое, сохранившееся в наших воспоминаниях, и размышления о нашем общем будущем, которые будит в нас пушкинская строка».

«ДЕД ПЁТР И ЗАЙЦЫ»
«ДЕД ПЁТР И ЗАЙЦЫ»


Кстати, за минувшие два года и псковская публика очень сильно изменилась, как количественно, так и качественно. Дело в том, что Василий Сенин за это время успел познакомить псковичей с самыми разными эстетическими направлениями и режиссерскими методами современного театра, причем как отечественного, так и европейского. Были и любопытные кинопроекты, и лекции, и семинары. А зрительская «насмотренность» и «наслушанность» дает очень многое, позволяет разбираться в актуальных сценических тенденциях, по-другому понимать и принимать увиденное. Да и в конце концов много повидавший и узнавший зритель может и в фестивальной афише выбрать для себя то, что не будет вызывать раздражения, но доставит пусть спорные, но важные впечатления. И любопытный факт: даже весьма острый спектакль нарушителя театрального спокойствия Константина Богомолова «Борис Годунов» прошел (пусть и на экране) без всяких эксцессов и хлопаний дверьми. Публика, даже старшего возраста, смотрела его с большим интересом, не проявляя никакого раздражения.

«ЖУКОВСКИЙ. ПРОЩАНИЕ»
«ЖУКОВСКИЙ. ПРОЩАНИЕ»


А выбирать, как уже говорилось, было из чего. Те, кто привык к традиционному театру, с благодарностью приняли спектакль «Жуковский. Прощание» актера Сергея Барковского и Пушкинского театрального центра Санкт-Петербурга под руководством Владимира Рецептера. Кстати, именно Рецептер был автором сценарной идеи этой постановки, ставшей заключительной частью трилогии, в которую вошли еще «История села Горюхина» и «Авдей Флюгарин», в разные годы показанные на Пушкинском фестивале. Или лирическую и задорную одновременно композицию Игоря Ларина «Роман в письмах», привезенную Театром на Литейном. Ее исполнители не только рассказывали житейскую историю пушкинской поры в эпистолярном жанре, но и замечательно пели, создавая ностальгическую атмосферу ушедшего времени, оставившего след в каждом русском человеке.

«РОМАН В ПИСЬМАХ»
«РОМАН В ПИСЬМАХ»


Да и сам Василий Сенин после эпатирующего «Графа Нулина», представленного на прошлом Пушкинском фестивале, показал на сей раз два своих детских спектакля – «Сказку о золотой рыбке» и «Сказку о мертвой царевне» (к сожалению, увидеть удалось только первый). И с помощью художника Вячеслава Гордина словно бы заново перелистал страницы хрестоматийной истории. В буквальном смысле: в качестве «декораций» выступают забавные книжные иллюстрации, изобретательно и с юмором изображающие каждый последующий эпизод пушкинской сказки. Среди «персонажей» -- не только старик со старухой и рыбка, но и корыто, всяческие морские обитатели и даже запеченный поросенок, поданный на стол старухе-царице. В круглые отверстия для лиц актерам Наталье Петровой, Сергею Воробьеву, Екатерине Мироновой и Максиму Плеханову остается только просунуть головы, иногда даже совершенно безмолвно. Но сказка получилось живой, прочитанной словно бы заново, небанально, весело и остроумно.

«РЫБАК И ЕГО ДУША»
«РЫБАК И ЕГО ДУША»


Оригинально «прочитана» была и пушкинская поэма «Руслан и Людмила» -- с помощью молодого режиссера Дениса Азарова, осуществившего одноименный проект в московской «Открытой сцене». Пространство сцены с помощью художника Дмитрия Горбаса (он же вместе с Романом Синициным представлен в качестве автора музыки) получилось изобретательным и наивным, как в детской игре, когда из пушистого одеяла делается «борода», проплывают нарисованные облака, а «горы» и прочие места действия, а также обозначения персонажей можно представить с помощью табличек с надписями. Актеры Юлия Скирина, Мария Матвеева, Елизавета Левашова, Роман Синицын, Кирилл Манаков и другие, вроде бы читая эту сказку, на минутку-другую волшебным образом «превращались» в пушкинских героев, меняясь ролями, примеряя шлемы и кокошники, и ощутимо включали в эту игру с Пушкиным и публику.

«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ»
«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ»

А вот гвоздем нынешнего фестиваля стали «Маленькие трагедии», сыгранные дважды – Государственным русским театром Удмуртии (Ижевск) и Омским городским драматическим театром «Студия Л. Ермолаевой». Масштабный, мощный, многонаселенный ижевский спектакль в постановке Петра Шерешевского стал как одним из самых спорных, так и знаковых событий фестиваля. Режиссер перемешал сюжеты пушкинских историй и развернул их в наше время. А сценограф Елена Сорочайкина предложила совершенно грандиозное оформление сценического пространства, где есть место для проведения пресс-конференции с достигшим «степеней известных» Сальери – Юрием Малашиным, есть его роскошная квартира со всеми приметами успешности, которая трансформируется в вечный зал ожидания на жизненном вокзале, есть множество ванн, похожих на гробы, телеэкраны и проекторы, всего и не перечислишь. Автором же нынешних историй становятся то нервический Моцарт Вадима Истомина, то Сальери, то истории эти сочиняются словно бы в их противоречивом и неповторимом дуэте. И главной, конечно же, становится тема художника, творчества как образа жизни и мук творчества в том же качестве. В этом спектакле есть немало потрясающих эпизодов, вроде последнего «застольного» пира во время вечной чумы, объединившего живых и мертвых, Пушкина и Бродского, великий Реквием и «рюмку водки на столе». Шерешевский, кажется, умело сочетал в своей постановке самые актуальные режиссерские приемы, разные стили, меняющиеся интонации и способы актерского существования. Этот спектакль явно выходит за рамки регионального уровня, вписываясь в самый современный контекст развития российской сцены.

«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ»
«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ»


А вот режиссер и хореограф Максим Диденко в компании с художником Павлом Сенченко в своих «Маленьких трагедиях», сочиненных ими в Омске, оттолкнулись, кажется, от приемов нелинейного и весьма модного сегодня театра Юрия Бутусова. Здесь были и зонги на немецком в исполнении Евгении Славгородской в образе почти Марлен Дитрих, много музыки (Моцарт, Шнитке, Ж.Брэль, Р.Уотерс, Марии Н.-Р. Вилы, К.Вилосо) и прекрасного вокала, разнообразные пластические экзерсисы. И снова смешение эпох и акцент на день сегодняшний. Но до совершенства этому не столь давно рожденному спектаклю еще далеко, в нем много моментов, никак не оправданных ни логикой, ни чувством. Вот разве что актерской искренностью, но для современного театра этого уже недостаточно. Хотя именно актерский темперамент искупал многое и очень пришелся по душе псковскому зрителю, который весьма тепло принял этот несовершенный, но живой и динамичный спектакль.

«ПУШКИН. ДУЭЛЬ. СМЕРТЬ»
«ПУШКИН. ДУЭЛЬ. СМЕРТЬ»


И, как всегда бывало на Пушкинских фестивалях, одними спектаклями дело не ограничивалось. Правда, прежний лабораторный формат сменился на лекционный или семинарский. В этом году в качестве участников этой теоретической программы были приглашены писатели Виктор Ерофеев и Борис Голлер, историк Лев Лурье, актер и режиссер Вениамин Смехов, режиссеры Кама Гинкас и Генриетта Яновская, музыкант и актер Петр Мамонов. Заявленные лекции, правда, не всегда выдерживали свой строгий формат и превращались в творческие встречи, наполненные живым общением зрителей и творцов. А в Галерее «ЦЕХ», открытой в прошлом году в обновленном пространстве Академического театра драмы имени Пушкина прошла выставка работ художника Александра Стройло «Анекдоты из жизни Пушкина». Смешное и серьезное, умное и озорное, традиционное и современное здесь вообще соседствовали во всем – в афише, атмосфере, общении. И это не позволяло забывать о природе творческого гения «нашего всего», который, как известно, прежде всего был человеком и поэтом весьма свободного нрава.

«СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ»
«СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ»
Источник: Журнал «Театральные Новые Известия Театрал»