Профессиональные счетоводы, рыночные фантазии, святые камушки
О выставке в галерее ЦЕХ в обзоре актуальных событий Пскова «Дабришутинг»
Фото: Псковский академический театр драмы имени А. С. Пушкина
Современное искусство многогранно. В каком-то смысле в нем нет ничего святого, ведь материалом для художника может стать предмет религиозного культа, объект всеобщего поклонения. На любую критику творец скажет, что его работа есть переосмысление устоявшихся понятий, новый взгляд на традицию и ее существование в современности. Грани здравого смысла в творчестве подчас стираются. Картина, коллаж, скульптура, литературное произведение, театральная постановка, музыкальная композиция легко превращаются в китч. Это не хорошо и не плохо, это пусто.
Сейчас в России модно мерить искусство традиционными ценностями. К сожалению, часто это делается грубо. Не зря же о скрепах без улыбки и иронии почти никто не говорит. Но бывают исключения. Второго февраля в Пскове в галерее «Цех» открылась выставка «Камень, дерево, бумага». На ней представлены иконы авторства псковских художников Аллы Павлусенко, Сергея Михайлова и Дмитрия Яблочкина. Работать экспозиция будет до пятого марта, сходить туда надо непременно.
Почти месяц мы сможем своими глазами увидеть настоящие шедевры современной псковской иконописи. Это тот уникальный случай, когда профессионалы, чьими наставниками были признанные мастера, нашли свой стиль, который не бросает тень на содержание их работ, а, напротив, раскрывает новые грани древнего искусства изображения святых. Несколько лет назад, в 2020 году, в Пскове состоялась выставка «Сретенье», которая собрала под своим началом около 30 мастеров прикладного церковного искусства, 23 из которых – иконописцы.
Проект был масштабный, долгожданный, собравший много публики, даже ковид не помешал открытию. Признаюсь, я думала, что тогда все и закончится, что не столкнуться нам больше лицом к лицу с ликами святых. «Камень, дерево, бумага» – своего рода продолжение встречи с духовным, которая состоялась три года назад. Иконы авторства Аллы Павлусенко, написанные на камнях со всего мира, иконы и церковная атрибутика, вырезанные из мягкой древесины, Сергея Михайлова, и, наконец, лики святых, изображенные на бумаге, неканоничные, светящиеся изнутри, Дмитрия Яблочкина. Все эти работы создают ни с чем не сравнимую атмосферу выставки. Хочется одновременно и молится, и дивится разнообразию техник. Перед нами не иконы в привычном понимании, таких изображений не найдешь в церковной лавке. Но это и не картины на религиозные сюжеты. Ярких черт псковской иконописной школы в изображениях не увидишь, но чувствуется, что их создали местные мастера.
Экспозиция оставляет самые светлые впечатления. «Камень, дерево, бумага» – не просто выставка икон в миниатюре, это, если хотите, иллюстрация современной духовности, в самом высоком смысле этого слова.
Таким получился мой обзор событий на сегодня. Что попадет под прицел в следующий раз? Узнаете через неделю.
Дина Дабришюте
Источник: Псковская Лента Новостей