16+

«Река Потудань»А. Платонов. Экспериментальный спектакль. Спектакль Сергея Чехова.
Спектакль-номинант Национальной театральной премии «Золотая маска»

Камерный спектакль создан в рамках программы «Пространство эксперимента» и представляет собой попытку молодого режиссера Сергея Чехова найти сценический эквивалент языку великого русского писателя Андрея Платонова.

Сюжет повести «Река Потудань», на первый взгляд, прост: красноармеец Никита Фирсов возвращается с Гражданской войны, пытается начать жить заново. Но Платонов организует этот текст как сложный поток смыслов и мотивов, переплетая языческие и христианские образы с социалистической идеей о новом человеке. Двигателем истории становится мифопоэтическое путешествие героя из мира живых в мир мертвых и возвращение оттуда. И именно процесс этого самого «возвращения» длиною в год, с постоянными провалами «обратно», и становится главной коллизией сюжета.

Для Платонова любовь к женщине синонимична самой жизни: только это чувство становится для героя новой надеждой и спасением.

Балансируя на грани драматического, визуального и физического театра, пользуясь современными технологиями в области медиа и звука, спектакль стремится отобразить хрупкую проницаемость платоновского мира. Находясь в реалиях нашего времени, режиссер Сергей Чехов осмысливает произведение в духе «новой серьезности», не пытаясь иронизировать над идеалами Платонова.

Сергей Чехов — автор спектаклей в Новосибирском театре «Красный факел», Театре под руководством Сергея Афанасьева, «Первом театре», «Асфальт-театре», Новокузнецком драматическом театре, ростовском театре «18+», Калининградском драматическом театре. Поставил спектакль «Столкновение с бабочкой» для Петербургского фестиваля «Точка доступа». Номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» за спектакль «Лондон» (Новокузнецк) в номинации «Лучшая работа режиссера». Этот же спектакль стал в 2017 году лауреатом Фестиваля театров малых городов России в Тобольске.

В постановке заняты ведущие мастера псковской сцены — народный артист России Юрий Новохижин, заслуженный артист России Виктор Яковлев, заслуженная артистка России Надежда Чепайкина и хореограф театра Илона Гончар. Для мастеров, как и для зрителей, это встреча с новой для них театральной эстетикой, неожиданное творческое приключение.

— Псковский спектакль, прогремевший на всю Россию.

Спектакль-номинант Национальной театральной премии РФ «Золотая маска» в номинациях «Лучший драматический спектакль малой формы», «Лучший режиссер» (Сергей Чехов), «Лучший художник» (Анастасия Юдина), «Лучшая женская роль второго плана» (Илона Гончар) , «Лучшая мужская роль второго плана» (Юрий Новохижин, Виктор Яковлев).

 Спектакль-лауреат Премии Администрации Псковской области 2018 года в области театрального искусства.

 Спектакль-участник фестивалей «Александринский» (Санкт-Петербург), «Европейская весна» (Архангельск), Платоновского международного фестиваля искусств (Воронеж), Международной театральной олимпиады (Владивосток), Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске, федеральной программы «Большие гастроли» (Москва).

«Кажется, со времен фильма Александра Сокурова "Одинокий голос человека" для этой удивительной прозы не было найдено стольких современных решений» («Российская газета»)

«Центральным событием московских гастролей Псковского театра стал спектакль по повести Андрея Платонова «Река Потудань» («Экран и сцена»).

Продолжительность спектакля — 1 час 30 минут без антракта.

Пресса о спектакле:

  1. Саша Донецкий. Погружение в Потудань // Псковская лента новостей. 24.03.2018
    https://pln-pskov.ru/art/artobozr/306983.html

  2. Светлана Аванесова. Эстетика Потудани, или Как псковичи на эксперимент решились // Псковская лента новостей. 24.03.2018
    https://pln-pskov.ru/art/artobozr/307058.html

  3. Алексей Семенов. Чехов вместо Платонова // Псковская губерния. 25.03.2018
    http://gubernia.pskovregion.org/scene/chehov-vmesto-platonova/

  4. Ольга Миронович. Чехов поставил псковского Платонова как Пикассо, а не по Фрейду // Московский комсомолец в Пскове. 25.03.2018
    https://www.mk-pskov.ru/articles/2018/03/25/chekhov-postavil-pskovskogo-platonova-kak-pikasso-a-ne-pro-freydu.html

  5. Азалия Балгазина. Водолечебница // Start Up. Молодежный блог СТД РФ. Август 2018
    http://start-std.ru/ru/blog/175/

  6. Татьяна Джурова. Комната Платонова // Петербургский театральный журнал. 26.09.2018
    http://ptj.spb.ru/blog/komnata-platonova/

  7. Алена Карась. Там вдали, за рекой // Российская газета. № 7688 (225). 8.10.2018
    https://rg.ru/2018/10/08/reg-cfo/spektakl-po-platonovu-stal-sobytiem-gastrolej-pskovskoj-dramy-v-moskve.html

  8. Анастасия Паукер. Лучшие спектакли за Садовым кольцом. Что смотреть в регионах на этом фестивале // ТАСС. 19.10.2018
    https://tass.ru/kultura/5690548

  9. Анна Степанова. Псковские мосты // Экран и сцена. 20.10.2018
    http://screenstage.ru/?p=9584&fbclid=IwAR1ws-iRCPVexGTnA1CnyW0W8keutQzBRCRxQxjUHl5a8sGhoSYcETasMPc

  10. Наталия Каминская. Живая мертвая вода // Сцена. 2018. № 5

  11. На сцене – Платонов. Ежегодно в программе Платоновского фестиваля искусств в Воронеже особое место занимают спектакли, поставленные по произведениям Андрея Платонова.
    http://www.rewizor.ru/theatre/reviews/na-stsene-platonov/
  12. «Пепел» в алмазах. В Воронеже закрылся IX Платоновский фестиваль
    «Коммерсант».
    https://www.kommersant.ru/doc/4004194
  13. Режиссер Сергей Чехов на Платоновфесте в Воронеже: «Воспитывать зрителей считаю снобизмом». Воронежское агентство «Горком 36»
    https://gorcom36.ru/content/rezhisser-sergey-chekhov-na-platonovfeste-v-voronezhe-vospityvat-zriteley-schitayu-snobizmom/
  14. В Воронеже «Река Потудань» затопила Камерный театр. Псковский драмтеатр показал на Платоновфесте оригинальную версию известной повести писателя. kp.ru.(Воронеж)
    https://www.vrn.kp.ru/online/news/3503422/
  15. Любовь как лекарство. Псковский театр показал свое видение прозы Платонова. В рамках Платоновского фестиваля искусств в Воронеж привезли спектакль «Река Потудань» Сергея Чехова. «Аргументы и факты»
    http://www.vrn.aif.ru/culture/theater/lyubov_kak_lekarstvo_pskovskiy_teatr_pokazal_svoe_videnie_prozy_platonova
  16. Переправа — любовь, берег левый — смерть, берег правый — жизнь: архангельских зрителей унесла «Река Потудань». Информагентство «Регион29»
    https://m.region29.ru/2019/04/19/5cb9875f764de95f0b0334a2.html
  17. Это уже успех. Публикация «Псковской правды». Номинированную на «Золотую маску» постановку псковского театра еще накануне показов в Москве называли «знаменитым спектаклем» и «нашумевшей премьерой»
    http://pravdapskov.ru/culture/theater/0007511.html  

  18. Сергей Чехов, режиссёр. Интервью на канале "Россия 24". Видео. Государственный Интернет-Канал "Россия"
    https://www.gtrkpskov.ru/television/rossiya-24/intervyu/515524-sergej-chekhov-rezhissjor-efir-16-04-2019.html
  19. Интервью Анастасии Юдиной, опубликованное на сайте фестиваля «Золотая маска». «Золотая маска»
    http://maskbook.ru/anastasiya-yudina/
  20. Интервью Илоны Гончар, опубликованное на сайте фестиваля «Золотая маска». «Золотая маска»
    http://maskbook.ru/ilona-gonchar/
  21. Интервью Виктора Яковлева, опубликованное на сайте фестиваля «Золотая маска». «Золотая маска»
    http://maskbook.ru/viktor-yakovlev/
  22. Телеканал культура. Новости культуры. Эфир от 26.03.2019. Беседа с лауреатом Президентской премии Сергеем Чеховым
    https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/19725/episode_id/2154466/video_id/2165854/  

  23. Виктор Яковлев: «Это медаль за отвагу творчески свободному человеку». Публикация в журнале «ТЕАТР»
    http://oteatre.info/yakovlev-o-chehove/
  24. Сергей Чехов: Я постоянно нахожусь в зоне исследования самого себя. "РГ" расспросила лауреата о том, насколько неожиданной для него стала премия и настоящая ли у него фамилия.
    https://rg.ru/2019/03/25/sergej-chehov-ia-postoianno-nahozhus-v-zone-issledovaniia-samogo-sebia.html
  25. «Получат „Золотую маску“, и сразу же к нам!»: на «Европейскую весну» в Архангельск привезут культовые спектакли. «Регион29»
    https://region29.ru/2019/01/23/5c4865b512f17baf965e57f2.html
  26. Там вдали, за рекой. Спектакль по Андрею Платонову стал событием гастролей Псковской драмы в Москве. «Российская газета»
    https://rg.ru/2018/10/08/reg-cfo/spektakl-po-platonovu-stal-sobytiem-gastrolej-pskovskoj-dramy-v-moskve.html

  27. Комната Платонова. Псковский театр драмы им. А. С. Пушкина на дороге «Александринский». «Петербургский театральный журнал»
    http://ptj.spb.ru/blog/komnata-platonova/

  28. Эстетика Потудани, или Как псковичи на эксперимент отважились
    https://pln-pskov.ru/art/artobozr/307058.html

Премьера спектакля: 23 марта 2018

Для зрителей 16+.

Создатели спектакля

Постановка
Композитор
Мария Кузьмина
Ведет спектакль

Отзывы зрителей

Наталья, Псков 14 ноября 2022

Очень жаль, что потраченное на "Реку Потудань" время не принесло пользы для моих души и ума. Так и не удалось понять, зачем режиссеру понадобилось симпатичное произведение Андрея Платонова интерпретировать настолько странным образом. Абсолютно артхаусный (если можно применить это определение к театральному продукту) спектакль, который однозначно не рассчитан на широкую аудиторию.
На мой взгляд сценический эквивалент языку великого русского писателя оказался жалким лепетом помноженным на абсурд. Единственное, что добавляло хоть какой-то содержательности и живости происходящему на сцене, больше похожему на один день из жизни в психлечебнице, это закадровые голоса актеров, цитировавших отрывки из повести. Но и тут не всё так просто. Зачем-то на реплики накладывались посторонние, приглушавшие их шумы, и это ухищрение окончательно отбило желание расслабиться и получать удовольствие.
Как сопоставить сюжет и суть повести с тем, что происходит на сцене, чтобы получилось нечто неразделимое? Мне это не удалось, у меня так и не получилось сплести воедино замысел режиссера с тем, что я прочла в первоисточнике. По моему обывательскому мнению воплощение сюрреалистических фантазий Сергея Чехова было само по себе, а "Река Потудань" Андрея Платонова - сама по себе. В общем одно из двух: либо я слишком приземленно-поверхностная, либо режиссер перемудрил. Но на пути к гардеробу, по окончании постановки, услышала реплику "наверно мы слишком недалекие, чтобы понять этот спектакль"... Не хотелось бы с такими выводами покидать театр.
И немного о материальном. Черные боксёры Георгия Болонева ну никак не вязались в конце спектакля с сюжетом финала повести и костюмом Илоны Гончар в виде белья телесного цвета, призванного, если я не ошибаюсь, символизировать наготу. Куда гармоничнее смотрелись бы оба актера в белье одного, телесного, цвета.
В общем-то я догадывалась, что иду на неоднозначную постановку, что быстрее всего любовью к спектаклю не воспылаю. Мотивацией к походу в театр скорее послужил нездоровый интерес, хотя надежду, что зацепит, не теряла. Не случилось... Создалось впечатление, что в первую, вторую и последнюю очередь целью режиссёра являлась возможность реализации своего очень авторского "Я". Об ориентированность на интересы зрителя, пожелавшего ближе познакомиться с произведением А. Платонова, вроде как даже речи и не шло. Но, наверно, если такие спектакли создаются да ещё и номинируются на "Золотую маску", эначит это кому-нибудь нужно?
Понимаю, что художника может обидеть каждый, но надеюсь, что создателей спектакля не заденет моё обывательское имхо.
P.S.
И всё же в свою бочку дёгтя добавлю ложку мёда в виде комплиментов Илоне Гончар. Во всём этом безмолвном абстракционизме она была прекрасна, её пластика и мимика зачаровывали.

Антон Юрченко 15 октября 2022

А мне понравилось. При том, что Платонов - мой любимый писатель. Очень интересная постановка, внешне простая, но очень насыщенная и сложная на самом деле.

Юлия, Псков 2 мая 2022

После просмотра этого спектакля я боюсь идти в театр. Впервые я была рада, что передо мной сидел мужчина с большой головой, и просто можно было не смотреть на сцену. Зрелище неприятное.

Самойлова Инна, Город Ессентуки 27 апреля 2022

Тяжёлое, мрачное зрелище. К этому надо быть готовым. Для очень искушённого зрителя. Режиссерские решения в виде частей тела крупным планом вызывают физическую тошноту. Актёры играют прекрасно, несмотря на то, что весь спектакль идёт без слов, под текст Платонова. Но смотреть на сцену не хочется. Зрители голосуют ногами: при полном аншлаге вначале после получаса спектакля вышли человек десять. Я ушла на сороковой минуте. Главным впечатлением от спектакля была радость от солнца, поющих птиц и живых людей на улице. Возможно, в этом и был замысел режиссера.

Юлия Кулишина 26 мая 2020

Посмотрела впервые. Спектакль мне ОЧЕНЬ понравился!!! Браво - Режиссеру, Артистам, всем создателям!!!

Вадим Гуськов 17 января 2020

Для меня это спектакль, на который хотелось бы вернуться и повторить!