Новости / Публикации

4 сентября 2021 Жизнь продолжается: «Crescendo» триумфально вернулось в Псков Пусть через четыре года, пусть всего на один день - но музыкальный фестиваль нового поколения русской исполнительской школы «Crescendo» все же вернулся на родную для него Псковскую землю. Не помешали даже капризы погоды, перевернувшей тот самый календарь не на 3 сентября, а сразу на ноябрь. Впрочем, два часа прекрасной музыки и радость от встречи с талантливыми музыкантами разогрели воздух так, что под конец даже солнце решило глянуть из-за туч - что это за классический движ устроили псковичи в Зеленом театре?   Мы долго ждали этого момента. Писали в Инстаграм губернатору, спрашивали в кассе Псковской филармонии, пересматривали старые фотографии и видео, с тоской и затаенной надеждой читали новости из фестивальных Москвы и Сочи. А когда узнали, что в распространении появились пригласительные на концерт, выстроились в очередь. Стояли непоколебимо, как когда-то за дефицитной обувью на вырост. Все-таки что-то неуловимо изменилось в нашей жизни.     «Я пришла сюда, чтобы услышать любимого Чайковского в исполнении Дениса Мацуева, - говорит псковская пенсионерка Анна Сергеевна. - И внука привела, чтобы он приобщился к искусству. В телефоне ведь ему никто Чайковского не сыграет. Такие мероприятия нужны человеку как воздух. Без них - просто пустота». Внук - с большим рюкзаком, еле успел после второй смены к началу концерта. На лице написано: ему бы домой, чаи гонять, а не вот это все. «Я стараюсь посещать все интересные мероприятия, которые проходят в городе, - объясняет молодая зрительница, представившаяся Ольгой. - Мне очень нравится формат концертов и спектаклей на свежем воздухе. Это очень атмосферно и зрелищно. Мне кажется, в естественных декорациях все воспринимается как-то иначе. Ближе к жизни».  «У меня сегодня все утро на работе прошло под знаком Шуфутинского, - шутит мужчина за 40. - Надеюсь, сейчас артисты помогут мне забыть эту мелодию как минимум до следующего года». А если серьезно, то он приехал за компанию: живет в Ершово, а жена очень просилась на этот концерт. «Все уши мне прожужжала этим Мацуевым, - признается мужчина. - Чтобы у меня комплекс неполноценности не развился, надо хоть посмотреть на него вживую». Долго ждать «неистового сибиряка со стальными пальцами» - так иногда называют известного пианиста в СМИ - не пришлось. Он вышел на сцену в самом начале концерта вместе с первым заместителем председателя Совета Федерации, секретарем Генсовета партии «Единая Россия» Андреем Турчаком. По словам Дениса, именно благодаря поддержке политика и стало возможным возвращение «Crescendo» на историческую родину. Причем не разовое: отныне, как заверил псковского зрителя Андрей Анатольевич, фестиваль вновь станет ежегодным. «Каждый год на нашей гастрольной карте фестиваль был законом, мы это помнили и варились в его уникальной атмосфере, мы скучали по вам. «Crescendo» — это семья, это уникальная атмосфера на концертах и за кулисами», - сказал Денис Мацуев и добавил, что фестиваль вернется в Псков в прежнем трехдневном формате, включающем не только концерты классической музыки, но также джазовые выступления и мастер-классы известных музыкантов. Открыла музыкальный фестиваль увертюра к опере «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова в исполнении Губернаторского оркестра Псковской области под руководством Николая Хондзинского. Затем на сцену вышли маленькие «искорки», как охарактеризовал юных артистов Денис Мацуев. Сначала прозвучал Моцарт в исполнении «маленького гения» Елисея Мысина. Затем своей виртуозной игрой покорил слушателей 14-летний пианист Даниил Тюрин. Он исполнил Концертштюк для фортепиано с оркестром фа минор Вебера. И на сладкое - зажигательная «Калинка-малинка» и сложнейший Концерт-симфония для балалайки с оркестром Александра Цыганкова, который блистательно сыграла харизматичная Настя Тюрина, многим уже известная по различным телепроектам. «Смотри, как умеют! Какие дети! Между прочим, твои ровесники», - вычитывала на соседнем ряду дама своему сыну, который и без этих нотаций восторженно, открыв рот, смотрел на музыкантов. «Во дает! Как она это делает? Девчонка молоток», - не мог угомониться сидевший за нами мужичок, отстукивая ногой ритм, который задавала обаятельная балалаечница в ярко-алом платье. Дети в прямом смысле слова сработали у Дениса Мацуева «на разогреве»: публика просто не успела замерзнуть, пока отбивала ладоши аплодисментами. Выступление знаменитого пианиста стало настоящим подарком для сотен псковичей, которые пришли на концерт. Его исполнение действительно стало «величавым монументальным Гимном Жизни» (так характеризовал Первый фортепианный концерт Чайковского советский музыковед Арнольд Альшванг). Эта музыка позвала слушателей в путешествие по родной земле - с ее просторами и лесами, с реками и озерами, высоким небом и прекрасными талантливыми людьми. «У меня нет слов, чтобы выразить свои впечатления от игры Дениса Мацуева, - поделилась с нами одна из зрительниц. - Он настолько артистичен, что его можно даже не слушать, а просто - смотреть. Это был не только музыкальный шедевр, это был настоящий актерский бенефис. Спасибо большое всем, кто организовал это выступление. Я запомню его как один из счастливых моментов моей жизни». «Когда я услышала первые аккорды, у меня выступили слезы на глаза, - признается псковичка Светлана Петровна. - Для меня она теперь навсегда останется гениальным творением великого композитора, которое звучало на награждении наших спортсменов-олимпийских чемпионов. И то, что Первый концерт Чайковского прозвучал в Зеленом театре спустя месяц после завершения игр в Токио, - дорогого стоит». «Это дежавю, - рассказала еще одна гостья фестиваля. - Такое ощущение, как будто часы сделали круг назад и мне снова шестнадцать и я сижу в зале филармонии вместе с моими друзьями из музучилища. Прямо I`ll be back какой-то. Спасибо за это ощущение». «Я рада, что фестиваль после четырехлетнего перерыва вернулся в наш город, - сказала зрительница в возрасте. - Я помню даже тот концерт, после которого, по словам Дениса Мацуева, родилась идея о его проведении. По возможности покупала билеты на фестиваль. Не на каждый концерт, но на один - обязательно. Даже джаз слушала, потому что в исполнении этого пианиста прекрасна любая музыка». Поздравив Псковский губернаторский симфонический оркестр с успешным дебютом на фестивале, в своем заключительном слове Денис Мацуев вновь пообещал благодарным слушателям, что «Crescendo» всерьез и надолго возвращается на свою родину. И покинул сцену с теплыми словами: «Жизнь продолжается!». Чтобы в следующем году вернуться в наш город. Елена Никитина
4 сентября 2021 Фестиваль Crescendo вернулся в Псков и снова станет ежегодным Музыкальный фестиваль лучших представителей молодого поколения российских музыкантов Crescendo после четырехлетнего перерыва вернулся в Псков. 3 сентября в Зеленом театре прошел гала-концерт с участием известного пианиста Дениса Мацуева.
4 сентября 2021 Пупкин vs де Ниро Что ждет псковского зрителя в новом театральном сезоне Пушкинский театральный фестиваль стартовал 2 сентября со спектакля Александринского театра «Блаженная Ксения. История любви». Накануне премьеры руководители Псковского театра драмы и Александринки рассказали о секретах постановки в Псковском кремле, новых планах и важности объединения национальных театров России. В семье Александринский театр 30 августа отметил 265 лет со дня рождения. - Это событие более широкое, чем просто рождение конкретного театра. Это рождение русского репертуарного государственного театра. И мы впервые открываем сезон не в Санкт-Петербурге, а здесь, в Пскове — спектаклем «Блаженная Ксения. История любви» на Вечевой площади кремля, - напомнил художественный руководитель Национального драматического театра России (Александринского драмтеатра) Валерий Фокин. Новый сезон Александринский театр открывает спектаклем «Блаженная Ксения. История любви»
Фото drampush.ru По его словам, выступление на открытом пространстве — это профессиональный вызов. - Любой спектакль — это экзамен, потому что каждый раз другая публика, другие обстоятельства, другой контекст. Поэтому важно почувствовать этот контекст, а главное - профессионально сдать этот экзамен, - отметил он, добавив, что считает премьеру важным театральным событием. Другое важное обстоятельство, по его словам, связано с тем, что Псковский театр вошел в состав Александринки: Поскольку псковский театр теперь в нашей семье, - национального Александринского театра, - наш филиал, мы должны вместе работать и пытаться, как мы это декларировали до нашего объединения, делать творческие совместные проекты. Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра По словам художественного руководителя, «первую такую ласточку произвели в июне, на день рождения Пушкина - сделали литературный вечер». - Корифеи нашего театра и ведущие артисты псковского театра вместе на сцене читали пушкинские стихи. По отзывам вроде это прошло достойно. Конечно, надо было идти дальше. Второй пробой совместной работы стал спектакль «Ксения» в Псковском кремле. И уже начинаются репетиции двух новых спектаклей. - Первая премьера — «Процесс» Франца Кафки. На новой сцене начинает репетировать Никита Кобелев пьесу Валерия Семеновского «Тварь» по произведению Сологуба «Мелкий бес», - рассказал Валерий Фокин. Кроме того, сам он планирует начать репетировать пьесу Бориса Акунина «Один восемь — восемь один»: - Это пьеса о двух императорах : Александре II и Александре III. Это 1881 год — рубежный год. 1 марта с седьмой попытки убит Александр II и начинается эпоха Александра III. Это спектакль о ситуации, которая была в конце XIX века, очень похожей на современную. По-прежнему мы ищем некий третий путь и найти не можем: чтобы свобода не превращалась в хаос, а с другой стороны, чтобы порядок не становился застоем и не мешал рождению всего нового. Этот баланс для нашей страны найти чрезвычайно сложно. Об этом, собственно, спектакль. Ничего, кроме позитива - Для нашего театра это другая и новая жизнь, - заметил художественный руководитель — директор Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина Дмитрий Месхиев. По его словам, совместно с коллегами создаются разные спектакли и реализуются совместные проекты. Спектакль «Блаженная Ксения» — это чрезвычайно масштабное событие не только для псковского региона, но и в масштабах страны. В нашем театре, кроме радости, мы ничего не испытываем. Нам предрекали, что нас Фокин со своей командой съест. Но на самом деле кроме позитива для нашего театра ничего не происходит. А все новые проекты очень будоражат в хорошем смысле. Дмитрий Месхиев, художественный руководитель Пушкинского театра Три премьеры пополнят репертуар псковского театра уже в октябре: - Мы уже репетируем спектакль главного режиссера Башкирского театра Айрата Абушахманова по пьесе братьев Пресняковых «Пленные духи». Премьера состоится 3 октября. В конце октября мы выпустим спектакль «Сережа очень тупой» по пьесе Дмитрия Данилова в моей постановке. Далее у нас премьера режиссера из Якутии Сергея Потапова по пьесе Булгакова «Зойкина квартира». Продолжится создание беби-театра. Для самых маленьких планируется сделать 2-3 спектакля. А в конце сезона будет премьера «Лысой певицы» Александра Огарева, премьеру которой из-за пандемийных проблем пришлось передвинуть. Важно, что в новом сезоне часть спектаклей псковского театра будут ставить режиссеры из национальных театров. Поддержка национальных театров России — один из приоритетов работы Александринского театра, который выступил инициатором создания объединяющей эти театры Ассоциации. Жемчужины национальных театров - Объединение национальных театров — важный вопрос государственной политики. Во время форума в Санкт-Петербурге мы будем проводить конференцию национальных театров, принимать устав, регистрировать ассоциацию национальных театров России и будем двигаться дальше. Дни Александринского театра в 2022 году пройдут в Якутске, Казани и Екатеринбурге. А наша московская площадка станет национальным театральным центром России, - рассказал Валерий Фокин. На сегодня национальных театров в России свыше полусотни. Планируется, что большинство из них войдет в Ассоциацию. Для них будет работать еще один проект - национальная театральная школа. Перспективы работы национальных театров России обсудили в Пскове
Фото Андрея Степанова - Для того, чтобы посмотреть как живут национальные театры в регионах, какие есть проблемы, какие есть нераскрытые возможности, потенциал, мы инициировали создание такого проекта, как национальная театральная школа, - пояснил директор Национального драматического театра России Сергей Емельянов. - Мы будем работать в восьми регионах страны. Планируется проведение аналитической работы, на основе которой будут проработаны конкретные моменты с национальными театрами. Это большой проект на несколько лет. Дмитрий Месхиев отметил, что очень много спектаклей в таких театрах делается на национальном языке. - Эти спектакли нужно вывозить. И не только в Петербург и Москву, где есть синхронный перевод, но и в другие театры. Важно, чтобы театры могли ездить по всей стране, иметь свои обменные гастроли, иметь возможность перевода спектаклей. Художественный руководитель Пушкинского театра выразил уверенность в том, что спектакль на национальном языке может быть интересен и для русскоязычной публики, которая не смотрит такие постановки из-за отсутствия перевода. - Я смотрел спектакль «Зулейха». Да, она была с переводом. Ты смотришь перевод — но слышишь живую речь артиста, который работает на своем языке. Это чрезвычайно интересно. Это так же, как смотреть кино с субтитрами. Когда ты слышишь, как говорит Роберт де Ниро, а не как говорит артист Пупкин вместо Роберта де Ниро. Поэтому это важно — видеть национальные театры, среди которых есть просто жемчужины.
3 сентября 2021 Ксения, ливень, Монеточка: Александринский театр открыл сезон в Псковском кремле Здесь и далее фото Арсения Тимашова Спецверсию спектакля о Ксении Петербургской представили в Псковском кремле. Так в городе в непривычные даты открылся 28-й Пушкинский театральный фестиваль. Режиссёр, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин хотел, чтобы постановка началась непременно на закате, поэтому зрителей холодным сентябрьским вечером собрали только к девяти. Никакого золотого заката, конечно, не случилось, но антураж создался необычайный: сумрак, прожекторы и десятки людей, бредущие на свет вдоль древних стен. Почему на улице? Потому что в Пскове нет соразмерных размаху режиссёрской мысли площадок, и спектакль «Блаженная Ксения. История любви» просто никуда «не вставал». Зато псковичи получили, на самом деле, уникальный шанс увидеть актёров не в традиционном интерьере со сценой и кулисами, а под открытым небом в декорациях, созданных лучшими специалистами своего времени. Заместитель худрука Александр Чепуров назвал этот опыт техническим подвигом. Один такой подвиг в Кремле уже случился в 2010 году. Тогда у Троицкого собора звучала опера «Псковитянка». Было грандиозно, красиво и июль. Правда, потом псковичи сотнями ныли в комментариях, что амфитеатр спроектировали криво, потому ряды дальше десятого не видели почти ничего, что происходило на площадке. На этот раз, думаю, видно было всем (почти всем), но сентябрь в Пскове - коварная штука. Хотя организаторы предусмотрели и навесы, и специальные подушки, чтобы сидеть на пластике было не так холодно. Да и псковичи, народ бывалый, пришли закутанные в ноябрьские пальто и шарфы, с пледами и фляжками под мышкой. Соседка по ряду пошутила, что «делала кофе с коньяком, а получился коньяк с кофе, но так даже лучше». Потому что о-чень хо-лод-но. Зато на воду для искусственного дождя тратиться не пришлось: через полчаса после начала спектакля над Кремлём зарядил всамделишный ливень, зрители поёжились (кое-кто принял воду с неба за бутафорию, сначала так оно и было) и принялись переживать за Анну Блинову (она играла Ксению), которая в это время в тонком платье стояла посреди площадки на коленях. Точно сама блаженная, которая 45 лет жила без крова над головой и при любой погоде ночевала на улице. Так что подвиг вечером 2 сентября совершали все: и актёры, и технические работники, и немножко зрители. Но оно того стоило. Спецверсия для Пскова вышла просто потрясающая, несмотря на опасения Валерия Фокина. Накануне он интеллигентно назвал псковскую погоду «особой». «То снег, то дождь... то солнце. Сложная история. В общем «вскрытие» покажет, герои мы или нет», - резюмировал режиссёр, охрипший на репетициях то ли от криков (пространство огромное), то ли от псковских холодов. Александринка впервые открывала новый сезон не на «домашнем поле» в Санкт-Петербурге, а в гостях. «Это весьма интересное обстоятельство. Выступление на открытом воздухе - профессиональный вызов: пространство Кремля совсем не приспособлено под театральное действо. Да и гастроли сами по себе - экзамен: потому что другая публика, другой контекст. Плюс надо адаптироваться к погодным условиям: ветер дикий, задувает в микрофоны, звук начинает «колбасить», актёрам непросто. Кроме того, меняется способ подачи текста, мизансцены…» - снова и снова перечислял Фокин все вопреки, через которые пришлось продираться во время подготовки. «Честно признаюсь: боюсь. Нам мне хватает одного дня для репетиций. Днём они получаются неполноценными, потому что спектакль мы играем вечером, а днём свет толком на выставить. Фактически свет не выставлен», - не прекращал посыпать голову пеплом Валерий Фокин. «А я верю, что всё получится, верю в победу», - бодрил коллегу худрук Псковского театра драмы Дмитрий Месхиев. И оказался прав: всё удалось, несмотря ни на что. Последнее время сентябрь в Пскове был особым месяцем: с 2009 года осень в городе вступала с оркестра на фестивале Crescendo и продолжалась суперкрутым «Довлатов-фестом». Но в 2018-м Псков вдруг лишился сразу обоих фестивалей, случилось грустное трёхлетнее затишье, которое в этом году (ура-ура!) прервала Александринка, а сегодня вечером прервёт ещё и Денис Мацуев. Пианист всякий раз неустанно признавался псковской публике в любви, называл город домом Crescendo и заверял, что в его плотном графике на годы вперёд «забронированы» дни для поездки в осенний Псков. Ну что же, как там теперь говорят: «Добро пожаловать в родную гавань». Но это я отвлеклась. Спектакль Валерий Фокин поставил по пьесе Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» ещё в 2009 году, в 2018-м вышла вторая редакция с несколько обновлённым актёрским составом. Где-то между случилась опен-эйр постановка в Вологодском кремле, с которой, впрочем, Валерий Фокин призвал псковскую интерпретацию не сравнивать. Потому что и площадки разные, и актёры разные, и спектакли, по сути, уже разные, хоть и об одном, точнее об одной. Драматург Вадим Леванов определил свою работу как «пьесу в клеймах». Клеймами называют картинки-сцены из жизни святого, обрамляющие его иконописное изображение. Так и спектакль фрагментарно описывает основные моменты биографии Ксении от смерти её мужа до успения самой блаженной. Причём все те, кто проигнорировал покупку билета на спектакль из-за «неблизкой православной тематики», просчитались. Спектакль огранён так, что будет интересен даже людям далёким от церкви. Он о любви, о её силе, принятии и прощении. Пока зрители занимали места, проектор транслировал на кремлёвскую стену краткий синопсис предстоящего действа: что родилась Ксения в первой половине XVIII века, вышла замуж за придворного певчего Андрея Петрова, в 26 лет осталась вдовой, после этого девушка умерла для мира, приняв тяжёлый подвиг юродства. Она раздала своё имущество, облачилась в одежду мужа, бродяжничала по городу и просила милостыню, причём брала исключительно «царя на коне» - копейки, которые потом раздавала бедным. В череде эпизодов, из которых состоит спектакль, к Ксении пристают мальчишки, пытаются лапать пьяные работяги, жалеют или издеваются прохожие. Она одинаково смиренно принимает всё и всех. Время от времени в повествование вплетаются эпизоды более позднего времени – очередь осенью 1939 года у «Крестов», неразбериха 90-х под одноимённую песню Монеточки, которую когда ещё включат на Вечевой площади под стенами Троицкого собора, тут же у могилы Ксении на Смоленском кладбище пробегают деловитые равнодушные туристы - у них «впереди ещё два объекта». Ксению искушают то разговоры мужниной «полюбовницы», которая рассказывает, как он боялся уйти от жены, чтобы та не наложила на себя руки, то городская сумасшедшая, изрыгающая на неё потоки словесной грязи, то ли помешанный, то ли бес в богатом платье, вопящий о предательстве Христа. Вообще язык спектакля – отдельное особое удовольствие. Он настолько живой, объёмный и осязаемый, что ты физически чувствуешь то, о чём говорят на «сцене». Пересказывать все почти полтора часа постановки смысла нет. Сегодня вечером интересующиеся увидят её своими глазами, но главное - услышат. Кому повезёт чуть меньше (всё-таки живые декорации не сравнить с работой даже самого лучшего художника), могут попасть на спектакль в Александринку. Там его будут играть 26 сентября. Благодаря Валерию Фокину и ещё многим и многим людям в Пскове всё сложилось в гармонию: и ливень, и продрогшие актёры, и босой супруг Ксении, и переживающие зрители, и мокрая ледяная треуголка на калеке, и голубка, взлетевшая с ближайшей крыши посреди действа, и случайные шорохи, и тот самый свет и звук, за которые переживал режиссёр. Возможно, что-то и пошло не так, но я этого не заметила, да и не в этом дело. Атмосфера получилась настолько удивительная и щемящая, что, пожалуй, впервые в жизни мне захотелось пересмотреть тот же самый спектакль второй раз. Фоторепортаж со спектакля в Кремле ищите здесь >>> Ольга Машкарина
3 сентября 2021 Псковичи стоя аплодировали спектаклю «Блаженная Ксения. История любви» 2 сентября премьерой спектакля «Блаженная Ксения. История любви» в Псковском кремле открылся XXVIII Пушкинский театральный фестиваль. Зрители дважды вызывали труппу на поклон, аплодируя стоя.
3 сентября 2021 Ксения из другого измерения «Разве можно так любить? - А разве еще как можно?» Под шум ветра и завывания сирен XXVIII Пушкинский театральный фестиваль стартовал: разверзлись хляби небесные над вечевой площадью Псковского Кремля и разыгралось на ней действо о судьбе блаженной Ксении Петербурженки. Словно на лобном месте, открытом всем непогодам и страстям, свершился миракль о первой и последней любви, которая живой водой спасает умерших, утешает отверженных, бичует зарвавшихся и вещует о будущем как каре. Псковский зритель завороженно сопереживал всему, что происходило у креста, знаменующего место взорванного в 1930-е годы Благовещенского собора. А актеры Александринского театра на пересечении времен и пространств явили чудо театрального мастерства. Вопреки обстоятельствам и кризису веры. Сердобольный народ все-таки псковичи: еще до начала спектакля «Блаженная Ксения. История любви» главного режиссера Александринского театра Валерия Фокина только и разговоров было у собирающейся публики, что о здоровье артистов. «Замерзнут ведь, заболеют», - переживала одна зрительница. «Если бы я был на их месте, принял бы 50 грамм для сугрева», - фантазировал ее спутник. «Да в таком холоде собачьем по 250 на грудь надо бы», - посмеялся их сосед, надевая шапку и кутаясь в шарф. Действительно, погода не способствовала спектаклю ни на минуту: когда на актеров обрушился холодный сентябрьский ливень, по рядам пробежало сочувственное: «Бедные, чего не сделаешь ради искусства!». Между тем, псковичи уже свыкаются с культурой уличных перфомансов: у многих уже есть «тревожный пакет» - дождевик, зонт, теплый свитер, плед и, конечно же, заветный термос для сугрева. Все проверено концертом на Соколихе, «Музыкой на воде», Усвятами, теперь вот еще и спектаклем. А впереди - «Я шагаю по Москве» (еще один уличный спектакль в рамках театрального фестиваля), концерт Дениса Мацуева и балет в Кремле. Так, глядишь, и в декабре будем бодро шагать на «культурку». Угнездившись на стульчиках (к ним, кстати, выдавали и удобные подушечки), псковичи настолько акклиматизировались в родном пространстве Кремля, что даже не сразу поняли, что спектакль начался. Ну, подумаешь, женщина кричит в голос и хоронят кого-то без покаяния, подумаешь, двое не совсем тверезых гражданина глумятся в общественном месте, подумаешь, женщина в мужском камзоле попрошайничает - и не такое видели. А уж когда на лужайку выехал мотоцикл, явился конь и зазвучала Монеточка, паззл сложился полностью. Плавное и органичное вхождение в фантасмагорический мир пьесы свершилось. Ничего удивительного: мы ведь живем сегодня в таком мире, где самое дремучее средневековье прекрасно уживается с последними достижениями науки и техники. Мы суеверны и продолжаем жечь костры, охотясь за ведьмами, которых сами же и придумываем, мы заходим в Инстаграм, чтобы посмотреть волшебные картинки и получить свою порцию чуда, мы рядимся в костюмы и убиваем драконов, которые на самом деле - всего лишь наше собственное отражение в зеркале. И мы по-прежнему смотрим с удивлением и тайным страхом на людей, которые умеют и смеют говорить правду. А правда - это ведь и есть: любовь. Житие блаженной Ксении (ее роль исполняет актриса Анна Блинова) развертывается перед зрителями как череда эпизодов. Автор пьесы Вадим Леванов «перевел» на сценический язык традиционную форму церковного рассказа о деяниях святых: на полях многих икон пишут клейма - рисунки прямоугольной формы, изображающие сцены, развивающие или поясняющие сюжет центральной композиции. Каждое клеймо - отдельная история, высвечивающая характер Ксении Петербурженки. Ритмика мизансцен построена на контрасте: вот эпизод по-доброму ироничный - разговор с безногим и слепым, вот трагичный - встреча с любовницей супруга, вот сатирический - диалог святой с богатыми и сильными мира сего, вот романтичный - в диалоге с умершим мужем. Все клейма разные по краскам, но по сути - все они об одном: о Любви без конца и края («Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается...»). Как и десятки других персоналий петербургского мифа, Ксения провидит гибель «страшного мира» в войнах, революциях и репрессиях. Но у нее есть благая весть для «маленького человека», живущего в эпоху «больших перемен»: спасти от «расчеловечивания» и смерти (зачастую это синонимы) может только любовь. По ходу развития спектакля персонажи, которые проходят перед глазами Ксении, становятся все более условными, образы все чаще строятся по принципу сочетания несочетаемого - особенно прекрасен был вечный жид в сопровождении двух секьюрити. Героиня как будто находит дыру в ткани времени и пространства, и сначала робко, потом все смелее заглядывает в нее. В финале она выбирает окончательно и бесповоротно мир дольний, мир горний. Правда, уводит ее туда со словами «Дай-ка я тебя обниму» некто в пальто, котелке и черных очках. Умом ты понимаешь, что это, наверное, Бог, но память подкидывает образ Воланда («я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»), причем в сериальном исполнении Олега Басилашвили. К тому же в какой-то момент Ксения говорит солидному мужчине с тростью: «Не искушайте». Да и конь на заднем плане рождает неоднозначные ассоциации: то ли всадник Апокалипсиса, то ли конь Одина, то ли аполлоновский Пегас с усеченными крыльями. Кем бы не был этот загадочный гражданин, его появление для главной героини оборачивается смертью и - жизнью вечной. Дважды труппа Александринки выходила на поклон: зрители с восторгом приняли игру, которую им предложили. Расходились долго, почему-то преимущественно молча. «Спектакль мне понравился. Только зря они вокруг креста так скакали. Нельзя из него декорацию делать» - выдохнули в захабе. «Ксения точно заболеет», - в задумчивости предположили у светофора. В мире тварном, по темноте, под моросью псковского дождя горожане спешили к остановкам и авто. В одиночку и парами.  Нищету Христову возлюбивши, безсмертные трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла. Сего ради дар чудодейственной помощи стяжавщая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам всякого зла покаянием (тропарь Ксении Петербурженке, которым завершается пьеса Вадима Леванова). Елена Никитина
Страницы: Предыдущая 1 2 ...93 94 95 96 97 ...287 288 289 Следующая
24 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Говорит Москва»

Перенос на 23 мая
Новый зал