Новости / Публикации

21 октября 2021 Два гения и одна «Прекрасная Дама»: «Пленные духи» братьев Пресняковых. Опыт комментария «Когда-то Энди Уорхол «сфотографировал» Мэрилин Монро и «нарисовал» банку с супом. Нам кажется, что в театре мы делаем то же самое, что Уорхол в живописи: мы рисуем Мэрилин Монро на банке с супом». (Братья Пресняковы. Из интервью).
20 октября 2021 Дамы, короли и черти Вот открыт балаганчик Для веселых и славных детей, Смотрят девочка и мальчик На дам, королей и чертей. А.Блок, «Балаганчик» Смеяться над нежно любимым Александром Блоком и любоваться странным Андреем Белым? «Ржать и биться» над самой святой и грешной историей любви Серебряного века? Вот уж никогда бы не подумала, что такое возможно. Однако новая постановка Псковского драматического театра им. А. С. Пушкина «Пленные духи  - из серии «никогда не говори никогда».   Фото: пресс-служба Псковского драматического театра Великие символисты и их взаимоотношения в ней вообще ни при чем. Блуждания героев вокруг да около Прекрасной дамы в этом спектакле - лишь повод для творческого высказывания драматургов братьев Пресняковых, режиссера Айрата Абушахманова, художника по костюмам Альберта Нестерова (оба - из Башкирского театра драмы им. Мажита Гафури) и псковских актеров. Постмодернизм камня на камне не оставил от символизма. Как говорится, «важен не Шекспир, а мои примечания к нему». В принципе, зрительская реакция на нестандарт того, что происходило на сцене, была ожидаема. «В 2019 году в лаборатории театра Айрат Абушахманов поставил эскиз постановки «Пленные духи» на малой сцене, - рассказывал арт-директор Псковского драмтеатра Андрей Пронин в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове. - Тогда он вызвал даже мне непонятную истерику в зале - люди встали и 8 минут аплодировали. Не очень типичная реакция для скупой на эмоции и требовательной псковской публики. Сейчас Айрат наконец-то смог приехать к нам и поставить спектакль». Нынче спектакль идет уже полноформатно, на Большой сцене, а значит, поражающий эффект переключения с привычного, трагического восприятия главного любовного треугольника русского Символизма на игровой и ироничный усиливается стократ. Хотя антураж первого действия ничего такого не обещает. Самовар, кружки и белая скатерть - кажется, сейчас на сцене появятся три сестры и начнут агитировать за Москву. Только на экране позади всего этого бидермайера горят странные для чеховского мира слова - «Пленные духи». Традиционные три театральных звонка срабатывают для лампового уюта типичного дворянского гнезда как спусковой механизм. Говоря современным языком, «Хоба!» - и из каждой трещины начинают зиять бездны, а из каждой шляпы сыплются блистающие звезды. Все это щедро сдобрено шутками, построенными на игре слов («тако была» надолго засядет в вашей голове - мем, да и только!). И приправлено вполне узнаваемыми фактами биографии поэтов: у Бориса Бугаева (его играет Александр Овчаренко) - только и разговоров, что о Валерии Яковлевиче да папе-математике, а Саша Блок (Максим Плеханов) то и дело грезит Незнакомками да «шорохами белого платья» в полутьме.   Радикальная ирония постмодерна взрывает изнутри привычные стереотипы и банальности, пародируя все и вся. Нужен по ходу пьесы Менделеев? Ок, будет вам Дмитрий Иванович: Владимир Свекольников тут же, на сцене, напяливает седой парик, академическую шапочку, мантию - готов великий химик. Правда, он в одном сапоге и рассуждает о смысле бороды. Нужен русский мужик Федор? Без проблем: он, конечно же, будет босой, в грязной рубахе-косоворотке, портах и ушанке. Только будьте готовы поступиться здравым смыслом: он станцует пластический этюд под действием химии. Чего еще изволите? Вот вам до кучи Царевна-Лебедь, вся во врубелевском, не женщина - мечта! Приподнимает вуаль, а под ней... Впрочем, лучше оставим вуаль опущенной до той поры, пока читатель Псковской Ленты Новостей сам не попадет на эту преуморительнейшую и вместе с тем трогательную постановку. Все не то, чем кажется, и то, что мнится вам несчастьем, вдруг счастьем-то и обернется. Эта логика пронизывает весь спектакль. И понятно, почему: так работает мышление творческого человека. Он бы и хотел заняться чем-то другим, более понятным с обычной точки зрения, но не может. Он бы и рад был думать, слышать и чувствовать так, как принято, но опять же - не может. Как сформулировал еще один символист-романтик, Александр Грин: в мире художника «всё перевернулось и в перевернутии оказалось на своём месте». Собственно, по ходу пьесы Борис в какой-то момент и превращается в Сориба - стоя на голове. Так же органично он преображается из апологета-классика Символизма в паяца, Красное Домино, кентавра, дуэлянта, черта из табакерки, оставаясь при этом фриком в шикарном клетчатом костюме и не менее клетчатых ботинках. «Это история о милых, славных чудаках, о России, которую мы потеряли, а, может быть, и которую не имели, - . Пьеса о потерянном рае, предсказывающая трагедии XX века. Персонажи превратились в клоунов, но в этом нет глума и издевательства - лишь легкая ирония и комизм. По сути, это вымышленные персонажи, и совпадения случайны», - пояснял в разговоре с журналистами Андрей Пронин. Спектакль, поначалу вызывающий когнитивный диссонанс, постепенно вовлекает в свое пространство, приглашая: давай играть. Для тех, кто до конца так и не сумел выбраться из «танка» очевидности и перебраться в башню из слоновой кости, это предложение в финале звучит из уст мистификатора Бориса-Андрея. Он придумывает увлекательную игру, к которой присоединяется даже солидный Менделеев (за него переживаешь больше всего). Кого-то из зрителей происходящее на сцене просто повеселит, кого-то удивит и озадачит, а кто-то, возможно, вспомнит добрым словом идеи высокого падения, кружения жизни и смерти, близкие символистам («в смерти жизнь, и тает смерть», как писал Бальмонт). Короли русской поэзии, оборачивающиеся «болотными чертенятками», и Прекрасные дамы Себеряного века, ложные и истинные, - «пленные духи» порубежной эпохи тают в дымке несбывшегося. Но они обязательно вернутся на свой файв-о-клок ти. Вдруг паяц перегнулся за рампу И кричит: «Помогите! Истекаю я клюквенным соком! Забинтован тряпицей! На голове моей - картонный шлем! А в руке - деревянный меч!» Заплакали девочка и мальчик. И закрылся веселый балаганчик (А.Блок). Елена Никитина
20 октября 2021 «Стопроцентное попадание в сердце»: Премьера комедии «Пленные духи» прошла в Псковском театре драмы Премьера спектакля «Пленные духи» режиссера Айрата Абушахманова состоялась в Псковском театре драмы 19 октября, следующие премьерные показы пройдут 20 и 27 октября.
20 октября 2021 Смешно ли тебе, зритель, смешно ли тебе, псковский? Прохладным вечером 19 числа состоялась премьера в Псковском театре драмы, публике представили спектакль «Пленные духи». Режиссер постановки Айрат Абушахманов, актеры наши. По удивительной неслучайности действие пьесы разворачивается 19 числа. Так у зрителя появляется возможность еще раз прожить свой день, только уже в роли наблюдателя за чужой жизнью. С первых минут обыватель, как Алиса, следует за образом Прекрасной Дамы, который собирается увлечь за собой не только героев действа, но и всех вокруг. Театральная афиша обещала снизить пафос персонажей пьесы, превратив трагичную человеческую историю знаковых фигур мировой культуры и науки - Андрея Белого и семейств Блоков и Менделеевых - в комедию. Однако интеллектуальная пропасть между яркими представителями русской интеллигенции и залом ощущается с первых минут до финальных титров. Умный текст пьесы братьев Пресняковых приятно слышать даже от псковских актеров (в кои-то веки Виктор Яковлев сыграл не самого себя), но уйти во внутреннее Шахматово не получается (Максим Плеханов постоянно напоминал, что мы в Пскове, в театре, прикованы к креслам и смотрим не то Чехова, не то Достоевского, не то Пушкина). Медлительность постановки откровенно утомляет. Зритель живет от шутки до шутки, а между ними нет никакого воздуха, никакого шелка и тумана Прекрасной блоковской Дамы. Душно и хочется выйти вон, оставив творческую интеллигенцию решать свои высокоморальные проблемы в гордом одиночестве. Сюжетная линия «Пленных духов» цепляет своими отсылками к любовному треугольнику Александра Блока, Андрея Белого и Любови Менделеевой, жены Блока. Однако по ходу пьесы становится понятно, что это безугольник, вся история не про любовь, а про откровенно сумасшедших людей. Чем ближе конец, тем чаще актеры разражаются истерическими монологами о том, как сложно жить, если ты не такой, как все, то бишь, гениальный. Творческий человек - юродивый, именно об этом рассказывают нам создатели пьесы. Этот культурно бесценный представитель общества имеет задатки пророка, маньяка, вуайериста, невротика, шизофреника, латентного гомосексуалиста, садиста, мазохиста и еще черт знает кого. Весьма многогранная личность, страдающая от невозможности жить как нормальные люди, имеющая кучу смешных страхов перед жизнью. Таким взглядом на творческую единицу нынче никого не удивишь. Большинство наших с вами современников, так или иначе занимающихся работой для вечности, уверены, что они не такие, как все, и Кто-то на них отыгрался, дав им незаурядный поэтический/прозаический/музыкальный или какой другой талант. Этих поцелованных Богом людей надобно принять и простить, сами они не справляются. Начать можно с малого - поблагодарить псковский театр за новую постановку, за «почти анекдот» о судьбах гениев. И неважно, что местами пьеса напоминает бородатую шутку типа «смеяться после слова лопата». Спасибо, что без пошлости, даже пресняковское слово из трех букв создатели постановки заменили на более цензурное (может, оригинала и не хватило сонной публике октябрьским вечером?). Нужно ли владеть литературным и историческим материалом, чтобы понять, что хотели сказать авторы «Пленных духов»? Нет. Это не поможет копнуть глубже, потому что рыть особо некуда. Ирония на общественные нормы и отсылки на грозное будущее России не более чем театральные выстрелы в воздух. Интеллектуальный юмор пьесы пытается держать внимание присутствующих, заставить их думать, анализировать, вспомнить все свои философские разговоры на кухне или балконе. «Смешно ли тебе, зритель, смешно ли тебе, псковский?» - как бы спрашивают зал актеры на протяжении двух с половиной часов. Этот же вопрос задавали напрямую друг другу и сами зрители. Правильный ответ «смешно». Но прежде чем это сказать, подумайте, захотите ли вы добровольно разверзнуть интеллектуальную бездну между собой и своим собеседником, если кого-то из вас не улыбнуло? Дина Дабришюте Фото: Псковский театр драмы (Иван Митревич)
18 октября 2021 Премьера спектакля «Пленные духи» состоится в Псковском драмтеатре 19 и 20 октября Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина приглашает зрителей на премьеру спектакля Айрата Абушахманова «Пленные духи», которая состоится 19, 20 и 27 октября на большой сцене театра.
Страницы: Предыдущая 1 2 ...86 87 88 89 90 ...287 288 289 Следующая
24 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Говорит Москва»

Перенос на 23 мая
Новый зал