«Спешить жить, работать, любить»: заслуженная артистка России Ирина Смирнова отмечает юбилей

Заслуженная артистка России Ирина Смирнова 16 апреля празднует юбилей. «Надо спешить жить, работать и любить», – вот ее девиз, где все звенья цепи равны.

Театр и жизнь для нее неразделимы, выходной без сцены мучителен, а каждая новая роль до сих пор как первая любовь. Она из тех редких романтиков, которые с трепетом относятся к своей профессии. В Псковский театр драмы выпускница Казанского театрального училища поступила на службу 36 лет назад. Первый театр стал для нее единственным. В чем секрет? «Надо любить театр и все ему прощать», – говорит актриса. А еще – жить с восторгом. Именно с этим чувством она ходит на работу, приветствует коллег и выходит к зрителю.

Девочка с голубыми глазами

 

В 1986 году Ирина Смирнова, выпускница Казанского театрального училища, вместе с подругой едет в Псков – в труппу к Вадиму Иосифовичу Радуну. Незнакомый город показался тогда очень близким и родным, а атмосфера в коллективе – семейно-творческой. «Желание попасть в театр было просто невероятным», – вспоминает артистка.

Первые роли молодой актрисы – характерные: задиристые и вместе с тем чистые, светлые, восторженные девочки с голубыми глазами. Это Верочка Коломийцева в «Последних» Горького, ее тезка в мелодраме Сургучева «Осенние скрипки», Аннушка в драме Островского «На бойком месте».

Цирковые номера

"Буратино" (1992) 

Всегда удавались Ирине Смирновой роли в детских спектаклях: она и Колючка из «Бочки меда» Устинова, и Буратино из сказки Алексея Толстого, и Ласточка из «Дюймовочки» Андерсена, и циркачка Суок из «Трех Толстяков» Олеши. Работа в сказках требовала от артистки не только особой эмоциональной отдачи, но и физической, даже акробатической, подготовки: это могли быть номера на семиметровой высоте или на канате. Ирина Смирнова вспоминает, как однажды в «Трех Толстяках» летала на канате с температурой 39 градусов: «Пришла на спектакль с температурой, а ушла без – вот она волшебная сила искусства. Хотя во время спектакля летела и думала: долечу – не долечу».

Десять образов за раз

"Человек, обреченный на счастье" (2016) 

К любой работе, будь то даже небольшой эпизод, актриса подходит серьезно и профессионально. Старшее поколение наших зрителей, наверняка, помнит Ирину Смирнову в небольших, но ярких ролях в спектаклях «Соловьиная ночь» Ежова, «Дядюшкин сон» Достоевского, «Касатка» Толстого. Бывало и наоборот – все внимание было обращено на нее: в спектакле по Довлатову «Человек, обреченный на счастье» акртиса сыграла сразу десять ролей – и маму писателя, и лаборантку Нинулю, и тетушку Сирануш, и деревенскую жительницу Зину, и других.

«Жанна» – роль на преодоление

 

Спектакль "Жанна" (2019)

Еще одно жизненное кредо Ирины Смирновой – постоянно учиться и пробовать новое. И в жизни, и на сцене. Научиться быть жесткой, решительной и даже жестокой актрисе пришлось для роли в спектакле «Жанна», премьера которого состоялась в 2019 году. «Я думаю, что я совсем не Жанна, во мне нет таких качеств. Я мягкая и добрая, но мне хотелось попробовать себя в этой работе. В процессе репетиций мне приходилось находить в себе какие-то сходные с нею черты. И я могу сказать, что Жанна придала мне жесткости, которой я была лишена раньше, решительности и твердости. Я люблю ее за страстность, которой, может быть, во мне нет. Хотя как нет? Я только что так ее играла!», – говорила исполнительница главной роли в одном из интервью.

Актерский ансамбль

"Ревизор" (2018)

Рассказывая о своих ролях, артистка всегда в первую очередь благодарит коллег. Внимательность, чуткость, отзывчивость отмечают в ней артисты, которые десятки лет служат в одной с ней труппе: «На сцене Ирина очень хороший партнер. Она улавливает тонкие нюансы и всегда отзывается на них. Она не делает вид, что чего-то не заметила, не тянет одеяло на себя – она живая актриса, и это очень важно. На сцене мы друг от друга отталкиваемся, нам нужна живая реакция партнера, живая оценка, живые глаза, партнером нужно заразиться. Это называется хорошим актерским ансамблем, Ирина всегда работает в ансамбле», – рассказывает заслуженный артист России Сергей Попков.

«Хочется еще поиграть на сцене»

"Дядя Ваня" (2022)

Сегодня она играет в спектаклях очень разных – и по жанру, и по режиссерскому языку, и по способу существования артиста на сцене. Нынешний зритель знает Ирину Смирнову не только как бизнесвумен Жанну Георгиевну, но и как редактора из «Свидетельских показаний» (режиссер – Семен Серзин), постановщицу Нину из «Очень громкой премьеры» (режиссер – Талгат Баталов), жену Земляники из «Ревизора» (режиссер – Петр Шерешевский), матушку Марьи Гавриловны из «Метели» (режиссер – Алессандра Джунтини), мадам Иванову из «Зойкиной квартиры» (режиссер – Сергей Потапов).

Последняя роль Ирины Смирновой – яркая, эксцентричная, запоминающаяся – в «Дяде Ване». Как отмечают театральные критики, Марья Васильевна, мать Войницкого, как правило, остается в спектаклях некой загадкой, не до конца понятным образом, но артистка смогла подобрать ключи и к этому персонажу. «Актрисе отлично удается этот ходячий парадокс – экстравагантная эмансипе с повышенной лохматостью под видом прически и в очках черепахи Тортиллы, до помешательства влюбленная в профессора», – пишет критик Жанна Зарецкая.

«Она высокого стиля актриса и женщина, – говорит об Ирине Смирновой коллега по спектаклю “Дядя Ваня”, артист Сергей Скобелев. – Вспоминаю эпизод из фильма “Место встречи изменить нельзя”: Верка-модистка произносит такую фразу на допросе у Шарапова: “Она как артистка одевается”. Вот так можно сказать и об Ирине Владимировне: она блюдет свой стиль – в одежде, в жизни и на сцене».

За свою актерскую карьеру Ирина Смирнова исполнила не меньше ста ролей. Но на вопрос «Какой бы вы хотели получить подарок на день рождения?» она до сих пор отвечает: «Новую этапную роль. Хочется еще поиграть на сцене».

 

Дата публикации: 16 апреля 2022

28 апреля 2024
19:00
воскресенье
18+

«Постой, паровоз!»

Замена спектакля «Перекресток»
Буфет театра