Самый длинный фестиваль

Когда XXVIII Пушкинский театральный фестиваль в Пскове начинался, было почти лето.


Когда XXVIII Пушкинский театральный фестиваль в Пскове начинался, было почти лето. Спектакль Семёна Серзина «Я шагаю по Москве» в сентябре показали на улице - в театральном дворе.* Тёплый и светлый вечер располагал к просмотру. А второй этап пришёлся на холодный декабрь. На улице не поиграешь  - разве что в снежки или хоккей. Начали с того, что пригласили зрителей прямо на Большую сцену - смотреть «Барышню-крестьянку (вариации)» вблизи.

«Стихия игры захватывает молодых людей»

Режиссёр Кирилл Вытоптов, поставивший «Барышню-крестьянку (вариации)» в Российском академическом молодёжном театре - из тех, от кого ждёшь приятных неожиданностей. Во всяком случае, в 2020 году на псковской сцене его спектакль «Слово о полку Игореве» Московского драматического театра на Малой Бронной  и повеселил, и растревожил.**

Тогда же Вытоптов успел поставить с псковскими артистами спектакль-эскиз «Рассказ о семи повешенных». Сильного впечатления он не произвёл, но завязка запомнилась: на сцене изображалось кулинарное шоу, будто бы транслировавшееся на ютуб-канале. Героиня показывала, как можно из, казалось бы, несовместимых продуктов попытаться приготовить нечто съедобное. Современные театральные постановки очень часто создают по тому же рецепту: мешают всё со всем. Не каждый зритель способен такое переварить. Однако уже выросло поколение зрителей, которым такая мешанина - по нраву, а старомодный театр им скучен или даже неприятен.

В «Барышне-крестьянке» Кирилла Вытоптова очень важно дополнение, вынесенное в название: «вариации». То есть это изменённая «Барышня-крестьянка».

Тем, кто изменений боится или не терпит - лучше с таким спектаклем не связываться.

Вариации бывают всякие. Например, у композитора Бориса Асафьева был балет «Барышня-крестьянка». В том же 1948 году появилась оперетта «Акулина» Иосифа Ковнера. В XIX - XX веках сочинили несколько оперетт и балетов на этот классический сюжет. Дошло и до оперы. Кинорежиссёры тоже без дела не остались.

Кирилл Вытоптов перенёс действие спектакля в пошивочную мастерскую. Туда же переносятся и зрители,  рассаженные максимально близко к артистам. Они находятся на расстоянии вытянутой руки или того ближе.

Важно, что пушкинская «Барышня-крестьянка» - это не пьеса, а прозаическая вещь, к тому же основанная на «анекдоте с переодеванием». Вещь эта - лёгкая, местами легкомысленная. Но так как это - проза, то при инсценировке можно проще сочинить что-то своё. Так, как правило, и поступают в современных театрах. Часто это противоречит авторскому замыслу. Но в спектакле РАМТ противоречий не обнаружилось, хотя «отсебятины» хватало.


«Стихия игры захватывает молодых людей, томящихся от скуки и замкнутости». Именно такие слова нашёл режиссёр, объясняя замысел.

Стихия игры позволяла на репетициях  много импровизировать, отталкиваясь от классического сюжета. Получилась тоже своего рода оперетта. Пространство пошивочной мастерской помогает лучше воспринимать этот спектакль. Здесь шьют и перешивают. Намётывают. Быстро, «на живую нитку», могут связать одно с другим, словно это отвалившийся от мундира рукав. А потом резко прерваться и начать что-то другое.  Происходит это непринуждённо. То же самое случается и с песнями разных эпох и жанров (под гитару поёт, в основном, Иван Юров, играющий Алексея Берестова).

Уместно и другое сравнение - собирание пазлов. Недаром же мисс Жаксон (Татьяна Веселкина) так усердно делает вид, что увлекается ими, восторженно повторяя: Puzzle! Puzzle!

Пазлы не соберутся, если одно с другим сочетаться не будет. Вариации молодёжного театра с пушкинскими текстом сочетаются, и это уже неплохо.

Происходящее не кажется неуместным потому, что герои прямо парят по сцене и радуются. Временами, особенно с участием Марианны Ильиной (она играет Лизу Муромскую) это превращается в оживлённую клоунаду.

Пять человек почти постоянно на сцене. Кроме Алексея Берестова и Лизы-Акулины это мисс Жаксон и вышивальщицы (Евгения Белобородова, Ирина Низина и Вера Зотова). Мы наблюдаем театр в театре, где самое главное - игривое настроение. Пенящегося шампанского вроде бы нет, но оно незримо присутствует.

Незримо присутствует ещё и виртуальная компьютерная помощница, чей голос даёт «справочные данные», усиливая оживление в зале.

Однако после спектакля учительница, которая привела свой класс на спектакль, тяжело вздохнула: «Мне стыдно за вас, 6 "Б"». Один из смешливых шестиклассников с вызовом ответил: «А я ничего не понял! Что эта англичанка делала в лесу?» Но другой мальчишка сказал: «Не-е, было прикольно».

Возможно, на такую «Барышню-крестьянку» шестиклассникам ходить пока рано. Театр пусть и молодёжный, но не детский. Но зато это не «Интервью В.» петербургского Театра ненормативной пластики и не «Мёртвые души. Том второй» лесосибирского театра «Поиск».

«Барышня-крестьянка (вариации)» - для тех, кто светлый юмор предпочитает чёрному. А чёрный юмор организаторы фестиваля приберегли напоследок, устроив премьеру спектакля «Серёжа очень тупой».

«Не надо расслабляться»

В марте 2021 года драматург Дмитрий Данилов, сидя на Большой сцене псковского драмтеатра, рассказывал, что идея пьесы «Серёжа очень тупой» пришла случайно - после утреннего звонка курьера. Звонок Данилова разбудил. Курьер, доставлявший посылки, пообещал: «Я у вас буду в течение часа», а Данилов спросонья подумал: «Какая интересная фраза. Её можно совершенно по-разному понять».


Прошло время. Данилов сочинил пьесу. В ней один курьер превратился в трёх, а фраза «я у вас буду в течение часа» потребовала дополнительных объяснений и сюжетных поворотов. Курьеры бесцеремонно являются в квартиру, но посылку вручать не спешат. Зато, оккупировав диван, упрямо сидят в чужой квартире целый час и занимают (пугают) хозяина квартиры разговорами разной степени абсурдности.

Впрочем, действительно ли их трое - этих курьеров? Не верь своим глазам. Фамилии у них птичьи: Синицын, Лебедев и Птицын, а имена-отчества - одинаковые. Крыльев пока нет, но то ли ещё будет. Все трое - Николаи Степановичи, а родились они в разное время (в 1952, 1976 и в 1995 годах) в одном городе Грязи Липецкой области. Может быть это кто-то один - в трёх лицах?

Грязи бывают лечебными, непролазными, несмываемыми... Это те самые Грязи, которые в 1938 году чуть не переименовали в город Ежов, в честь зловещего наркома внутренних дел Николая Ежова. Но Ежова вовремя сняли и расстреляли, а Грязи остались. Более того, город Грязи в 1979 году объединили с селом Грязи.

Грязи стало больше.

Чёрный юмор требует Грязи. Грязи требует чёрного юмора.

Пьеса «Серёжа очень тупой» сравнительно свежая. Но спектаклей по ней по всей стране поставлено множество. Одна из причин такой востребованности - возможность разных режиссёрских трактовок. Дмитрий Данилов в пьесе многое недоговаривает, позволяя включать фантазию как будущим создателям спектакля, так и зрителям.

Один из главных вопросов: что же было в посылке? И у Данилова всегда наготове ответ: не знаю. «Мне самому не очень интересно, что там находится», - отвечает он.

Итак, драматург не знает. А кто же тогда знает?

По идее, знать должен режиссёр, взявшийся ставить абсурдистскую (парадоксальную) пьесу Данилова на театральной сцене.

Наверное, когда драматург Данилов приезжает в очередной город на премьеру, то и сам не догадывается - что увидит в конце. Куда вырулит его абсурдистский сюжет про визит загадочных курьеров из Службы Доставки в квартиру программиста?

В Пскове тайна приоткрывается с самого начала - если внимательно прочитать афишу. Жанр обозначен как «демографическая комедия». Демографическая, то есть касающаяся воспроизводства населения («тридцатник уже мужику, жена есть, а детей нету!»)

Сергей Николаевич Пантелеев, он же - «очень тупой Серёжа» (Камиль Хардин) первоначально подозревает, что курьеры явились к нему, чтобы ограбить или убить. Он быстро с этим смирился и готов досрочно отправиться на тот свет. Но курьеры почему-то медлят.

В роли Первого курьера - Сергей Скобелев, Второго курьера - Андрей Кузин, Третьего курьера - Ислам Галиуллин. Причём Андрей Кузин в этой роли своим голосом и шумным поведением напоминает вполне конкретного человека - Сергея Гармаша, снимавшегося во многих фильмах Дмитрия Месхиева.

Но вскоре у многих зрителей возникает спасительная мысль, что свалившиеся на голову курьеры - это какие-то странные вестники, посланцы, хранители. Проще говоря, архангелы. Не случайно же таинственные курьеры, играя в города, всегда обязаны начинать с Архангельска. Это уж потом следуют Куэнка, Аррайолуш, Шаогуань и тому подобные населённые пункты. С Архангельска всё начинается, а заканчивается игра всегда на Грязях, и никак иначе.


Из книг мы знаем, что архангелов как минимум восемь. У них есть распределение обязанностей. Одни налагают наказание, другие отвечают за человеческую добродетель. Те, что вторглись в личное пространство однокомнатной квартиры программиста Сергея Пантелеева, занимаются всем чем угодно. Проводят хирургические операции, отпевают, обмывают, просто поют, вещают, задают вопросы, отвечают на вопросы... Если надо, могут и похоронить. Закопать под окном. Почему бы и нет? Они - мастера на все руки.

И в таком случае, посылка - всего лишь предлог, чтобы нарушить обыденную жизнь очередного клиента. Привнести беспокойство, разбередить душу, навести на мысль. Внести смятение.

Абсурдистские пьесы тем и отличаются от всех других, что особой логики в них быть не должно. Она им противопоказана. В интервью Дмитрий Данилов попробовал объяснить, в чём мог быть смысл пьесы: «Не надо расслабляться, в нашу жизнь в любой момент может войти что-то непонятное».

Но это - в пьесе. А в спектаклях многое по-другому. Берёт, к примеру, начинающий театральный режиссёр Дмитрий Месхиев пьесу «Серёжа очень тупой» и обнаруживает в ней потенциал «демографической комедии», добавляет в неё новых героев, включая мимолётного Человека-паука (Илона Гончар), целых две танцующих и поющих Берёзки (Илона Гончар, Мария Кузьмина) и трёх музыкантов (Иван Федоров, Борис Федотов, Ярослав Погодин). Роль очень важного даниловского персонажа - жены Маши - поручается Александре Кашиной.

А к финалу маститый кинорежиссёр Дмитрий Месхиев приберегает документальную киновставку (на сцену опускается большой экран) в стиле телепередачи «В мире животных». У некоторых придирчивых зрителей к этой концовке возникли претензии: зачем? В смысле, зачем разжёвывать то, что и без того понятно. Неужели зритель настолько тупой, что, вслед за программистом Серёжей, за полтора часа не смог понять, в чём же дело?

Но, как у Дмитрия Данилова говорит Маша: «Умный тупой мой Серёжа // Умный тупой мой Серёжа // Туповатый мой умный Серёжа // Милый, хороший, тупой мой Серёжа...»

Или, иначе говоря: «На всякого мудреца довольно простоты».

А зритель, в конце концов, всё равно должен ответить на важный вопрос театрального вечера: настолько ли тупой этот Серёжа, насколько об этом сообщают в театральных афишах? В спектакле Дмитрия Месхиева в поисках верного ответа на помощь придут песни разных жанров, включая дарк-шансон, в котором преуспел основатель групп «Церковь Детства» и «Братья Тузловы» «интеллектуальный террорист» Денис Третьяков (в его биографии пишут, что соседом ростовского подростка Третьякова был серийный убийца Андрей Чикатило). 

***

Очередной театральный фестиваль, всё ещё именуемый Пушкинским, закончился, но расслабляться не надо. Оглядитесь вокруг. Нет-нет да и появится рядом что-то загадочное и неопознанное. К этому надо быть готовым.

*А. Семёнов. Шаг за шагом. http://pskovcenter.ru/display.php?&id=4847

**А. Семёнов. Танцы с Роспотребнадзором. Часть II http://pskovcenter.ru/display.php?&

***А. Семёнов. Виват, Данилов... http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&

Фото: Игорь Ефименко.

Алексей СЕМЁНОВ 

Источник: Городская среда

Дата публикации: 22 декабря 2021

10 мая 2024
19:00
пятница
16+

ПРЕМЬЕРА. «Влюблённые»

Большая сцена
11 мая 2024
11:00
суббота
0+

«Год Жирафа»

Маленький театр
11 мая 2024
13:00
суббота
0+

«Год Жирафа»

Маленький театр
11 мая 2024
19:00
суббота
16+

ПРЕМЬЕРА. «Влюблённые»

Большая сцена
12 мая 2024
11:00
воскресенье
0+

«Год Жирафа»

Маленький театр