Из Петербурга во Псков. Заметки о XVIII Пушкинском театральном фестивале

РУССКАЯ МИСТЕРИЯ

В сентябрьском номере мы решили изменить направление рубрики «Из Петербурга в Москву» и отправились в Псков. Добраться до этого города теперь можно очень быстро, и поводов сделать это у петербуржцев становится все больше. Помимо традиционного интереса к многовековой истории города, в последнее время культурная жизнь Пскова полна событиями по меньшей мере российского масштаба.

Ведущую роль в этих изменениях занимает Псковский драматический театр им. А.С. Пушкина, художественным руководителем которого несколько лет назад стал известный кинорежиссер Дмитрий Месхиев. С приходом Месхиева, который привлек в театр арт-директора Андрея Пронина, Пушкинский театральный фестиваль стал одним из наиболее интересных театральных фестивалей в России.

Совсем недавно театральный мир удивила новость – псковский театр объединился с Александринским и стал частью «Национального драматического театра России». И вот XVIII Пушкинский театральный фестиваль представил публике первые плоды этого объединения. Александринцы открывали фестиваль спектаклем Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви». Вроде бы что здесь такого удивительного?

Ксения - Анна Блинова

Но специально для фестиваля Фокин подготовил новую редакцию постановки, которую в самом начале сентября показали на площади рядом с Троицким собором в Псковском кремле. Зрители стали свидетелями уникального зрелища – драматический спектакль на их глазах превратился практически в мистерию, где в один неразрывный клубок переплелись жизнь, любовь и смерь. Произошло это не только благодаря мощной актерской игре. Режиссер Валерий Фокин так точно смонтировал спектакль с местом, где он игрался, что возникло ощущение полной органики, когда даже дождь, внезапно полившийся с неба, показался задуманным заранее спецэффектом. Погодные условия этого показа были суровыми, публике и артистам пришлось нелегко.

Нужно отдать должное александринцам – они играли так, будто не замечают ни холода, ни дождя, ни сырой земли, самозабвенно отдаваясь своим героям и спектаклю. Пьеса Вадима Леванова о судьбе Ксении Блаженной из глубокой, но все же театральной истории вдруг обрела новую энергию реального пространства. Фоном для игры стал специально освещенный полукруг крепостной стены Кремля, сценографическим центром – большой православный крест, стоящий посреди Вечевой площади. Актриса Анна Блинова  исполнительница роли Ксении разрывает покой и тишину этого пространства, ее героиня в одной сорочке сквозь хмарь и холод псковской осенней ночи бежит вокруг креста, узнав о смерти мужа, и в изнеможении падает на сырую траву. На наших глазах мгновенно она превращается в истовую, несгибаемую, юродивую и милосердную Блаженную. Это актерская работа, сделанная на самом высоком уровне!

Хрупкая фигурка актрисы Анны Блиновой, казалось, должна была потеряться в этом гигантском пространстве, но благодаря тому, как по-новому выстроил мизансцены спектакля Валерий Фокин, в очередной раз доказавший свое виртуозное мастерство, не только главная героиня, но и все персонажи спектакля смотрелись так, будто спектакль изначально был создан для этого места. Ксения большую часть своего сценического времени проводит у креста, она как бы прикована к нему, ходит по кругу в метафорическом и физическом смысле. Большие кольцевые мизансцены зарифмовывают эту мысль с пространством. Они сменяются кругами массовых сцен, их в свою очередь сменяют фронтальные сцены. Актеры появляются и на крепостной стене. Пространство площади связывается в большие диагонали, на которых режиссер держит ритм спектакля. Всему вторит свет, музыка, которая как бы рождается из этого фантастического пространства.

Ксения - Анна Блинова, Катя - Александра Большакова

Валерий Фокин – редкий по нынешним временам художник, так легко и изящно владеющий большой театральной формой. Это особенно чувствуется на таких нестандартных показах Приходя в Александринский театр, мы видим привычную «раму», то самое зеркало сцены, которое обрамляет и как бы делает более торжественной любую постановку, появляющуюся в ней, присобирая внимание зрителя. А здесь не было не то что рамы, не было никакого театрального здания. Так увлечь за собой публику на двух представлениях может только большое искусство!

В сюжет о жизни Ксении Блаженной то и дело вклиниваются сцены из будущего, ХХ век, современность наступают на житие святой. Авторы спектакля применили прием обратной перспективы – известно много случаев, как образ Ксении Блаженной являлся верующим. В спектакле такие эпизоды вторгаются в рассказ о земной жизни святой. На сцене в Петербурге иногда эти эпизоды казались умозрительными, рациональными. Но когда артисты играли их во Пскове буквально на месте, на котором в разные годы было построено 12 храмов, это путешествие во времени приобретало другое измерение. И очередь из жен арестантов 1930-х, в которой появляется святая, и группа оголтелых туристов, и мотоциклисты, и всадник на живой лошади, появляющийся в финале спектакля, – все эти сцены становятся частью безумной круговерти мира, в которой одновременно существуют и прошлое, и настоящее, и будущее.

К таким театральным впечатлениям хочется возвращаться и возвращаться, размышлять, думать, анализировать свое восприятие. Будем надеятся, что сотрудничество двух театров будет и дальше наполнено подобными театральными открытиями и прорывами. Браво!

МЕСТО АРТИСТА В БУФЕТЕ

Во время фестиваля состоялась премьера спектакля Дмитрия Месхиева «Постой, паровоз!». Помните известную фразу о том, что место артиста в буфете? Театр приглашает зрителей в настоящий буфет, где на небольшой эстрадке возникает легкий концерт с потрясающим трио музыкантов, приятным женским вокалом Александры Терских, удивительной нетривиальной подборкой популярных отечественных мелодий и песен ХХ века. Конферансье Александр Кузин между исполнением ненавязчиво рассказывает об их авторах, жизненных историях, связанных с их биографиями. И в его игре возникает образ не только конферансье, а героя, как бы пережившего весь ад ХХ века в России и не только, и не только ад, но и радости, и счастье. Собирательный образ большого русского артиста, поэта, который не потерял вкуса к жизни, не затаил обиды, потому что искусство спасает от всех бед и дает силы жить. Это спектакль-концерт, который в легкой и ненавязчивой форме затрагивает очень важную для России тему исторической памяти. Но не только, как я уже написал, это спектакль в первую очередь об артистах, об их кочевой жизни и подчас непростой судьбе и о невероятной радости, которую доставляет творчество, как тем, кто его создает, так и тем, кто его воспринимает.

Несмотря ни на какие трудности. Фестиваль во Пскове продолжается. Впереди зрителей ждут новые спектакли, лекции, выставки, режиссерская лаборатория. Следите за фестивальной афишей и приезжайте во Псков!

Текст: Владимир Кантор
Фото: Игорь Ефименко

Источник: «Петербургский театрал»

Дата публикации: 9 сентября 2021

9 мая 2024
11:00
четверг
9 мая 2024
13:00
четверг
9 мая 2024
17:00
четверг
12+

«Случайный вальс»

Новый зал
9 мая 2024
20:00
четверг
12+

«Случайный вальс»

Новый зал
10 мая 2024
19:00
пятница
16+

ПРЕМЬЕРА. «Влюблённые»

Большая сцена