По закону и по нотам

Крещендо

В последний раз фестиваль Crescendo проходил в Пскове осенью 2017 года. Тогда за час до псковского концерта «Классика и джаз» арт-директор фестиваля Денис Мацуев произнёс: «Crescendo в Пскове - это закон». Казалось бы, так оно и было. С 2009 года концерты Crescendo в Пскове проходили ежегодно. Но сменился губернатор, и в 2018 году обошлось без псковского Crescendo. И в 2019, и в 2020...

Конечно, «Crescendo в Пскове - это закон», но у закона могут быть поправки. О поправках Денис Мацуев знает лучше многих, потому что пианист в 2020 году входил в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России.

И вот незадолго до осенних выборов 2021 года фестиваль Crescendo пока что на один вечер вернулся на псковскую землю. В Зелёном театре состоялся концерт с участием Дениса Мацуева. О том, что скоро выборы - не дал забыть появившийся на сцене вместе с Денисом Мацуевым секретарь Генерального совета партии «Единая Россия», вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак. По его словам, он договорился с арт-директором фестиваля Денисом Мацуевым, и «Crescendo возвращается в Псков».

Было обещано, что со следующего года фестиваль в Пскове снова станет ежегодным, пройдёт в три дня и завершится традиционным джазовым концертом.

Так уж получилось, что в заключительном концерте 2017 года принимала участие юная саксофонистка Софья Тюрина, а в 2021 году на псковскую сцену вышли Даниил Тюрин (фортепиано), а потом и Анастасия Тюрина (балалайка).

Открылся концерт Crescendo-2021 увертюрой к опере «Псковитянка» Римского-Корсакова. На сцене был Губернаторский оркестр Псковской области под управлением Николая Хондзинского. Арт-директор Crescendo Мацуев сказал, что это дебют псковского оркестра на этом фестивале. Это не совсем так. Оркестр - тогда ещё под руководством Геннадия Чернова - несколько раз уже на фестивале выступал, только носил несколько иное название.

Появление в афише Crescendo-2012 псковского оркестра Денис Мацуев объяснял просто: «Каждый раз мы ищем разные подходы. Мы знаем об успехах вашего оркестра. Не включить его в программу было невозможно». В тот раз в Пскове вместе с Псковским филармоническим оркестром под управлением Геннадия Чернова пианистка Екатерина Мечетина исполнила Концерт № 2 Чайковского. Тогда же оркестр принял участие в джазовом концерте Crescendo, сыграв с именитыми джазменами «Псковские перезвоны». Те же перезвоны оркестр исполнил и в 2013 году в рамках Crescendo (концерт назывался «Симфоджаз и звёзды Нью-Йорка»). Так что многие псковские музыканты на фестивале Crescendo скорее старожилы, чем дебютанты.

Елисей Мысин

За последние годы псковский оркестр значительную часть своих выступлений проводит под открытым небом. Так что атмосфера в открытом Зелёном театре была привычная. Надвигающийся дождь музыкантов не пугал. А без него, конечно же, не обошлось. Ливень пошёл, когда за фортепиано сел десятилетний Елисей Мысин, исполнив 1-ю часть Концерта для фортепиано с оркестром № 23 Моцарта. Елисей Мысин - музыкант уже титулованный и опытный. Может быть, в будущем мы услышим в Пскове и его собственную музыку, которую он тоже сочиняет.

После Моцарта прозвучала музыка его дальнего родственника Карла Марии фон Вебера (кузина Вебера Констанция вышла за Моцарта замуж). Лауреат Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition Даниил Тюрин  вместе с псковским оркестром исполнил Konzertstuk Вебера (2-ю часть). Эта музыка подразумевает прекрасную даму, рыцарей, оруженосцев, песни любви... («Счастье без конца! Леса и волны поют песню любви, в то время как тысячи голосов провозглашают её победу»). Дождь продолжался, но солнце всё ещё светило.

Музыка немецкого романтика сменилась русской музыкой. На сцену поднялась победитель Всероссийского телевизионного конкурса «Синяя птица» Анастасия Тюрина (балалайка). Маленькие дети на зрительских местах в самых разных частях открытого пространства Зелёного театра принялись приплясывать под музыку Александра Цыганкова и, особенно, под «Калинку» в обработке Веры Городовской.

Крещендо

Завершился концерт 1-м Концертом для фортепиано с оркестром Чайковского. Солировал Денис Мацуев. Теперь это абсолютная классика. Мало какое другое классическое произведение исполняют с оркестрами чаще. Но в 1875 году Чайковский был ошарашен непониманием своего нового произведения. Причём, не понял его никто иной как пианист Николай Рубинштейн. Теперь эту историю вспоминают как казус. «Из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом всё более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца, - написал после общения с Рубинштейном шокированный Чайковский. - Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно, что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить. Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я - маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью».

У музыкантов, как и у музыкальных фестивалей, случаются неприятности. Но нельзя забывать, что кроме Юпитера-громовержца существуют и другие божества, например, Камены - покровительницы искусств.

Алексей СЕМЁНОВ

Источник: Городская среда

Дата публикации: 8 сентября 2021

9 мая 2024
11:00
четверг
9 мая 2024
13:00
четверг
9 мая 2024
17:00
четверг
12+

«Случайный вальс»

Новый зал
9 мая 2024
20:00
четверг
12+

«Случайный вальс»

Новый зал
10 мая 2024
19:00
пятница
16+

ПРЕМЬЕРА. «Влюблённые»

Большая сцена