В порыве чувств

Алексей Семенов о гастролях Астраханского драматического театра в Пскове.


Юнас Хассен Хемири. «На красном глазу».«Нурдин всегда громко смеётся, их в театральной школе так научили, потом сложно отвыкнуть».

"Татуированная роза". Фото: Игорь Ефименко

 В день начала псковских гастролей Астраханского театра драмы художественный руководитель этого театра Александр Огарёв произнёс: «Псковский театр сейчас на виду. Здесь собирается сборная России из актёров...»

«На виду», по-видимому, означало, что Псковский академический театр драмы в последние годы несколько раз номинировался на премию «Золотая маска» и однажды её получил. Теперь «Золотая маска» висит в фойе, но зрители в любом городе приходят в театр смотреть не маску, а спектакли. Так было в середине июня в Астрахани, где, по словам того же режиссёра Огарёва, псковский театр «произвёл фурор».

Теперь, когда обменные гастроли между театрами закончились, можно ответить на другой вопрос: произвели ли астраханцы фурор в Пскове? Вряд ли произвели. И это хорошо, потому что фурор - это нечто шумное. Фурор способен произвести, например, фейерверк - особенно если его устроить в неподходящее время в неподходящем месте. 

Астраханский театр драмы приехал с гастролями в Псков в подходящее время - несмотря на пандемийные ограничения (обменные гастроли между театрами стали возможны благодаря проекту «Большие гастроли»). Псковской публике пообещали, что они увидят спектакли «более летние, жаркие...», если сравнивать со спектаклями, которые показали псковичи в Астрахани.

«Мы проповедуем эмоциональный стиль», - объяснил разницу между псковским и астраханским театром Александр Огарёв. «Мы проигрываем в чём-то в техническом плане», - продолжил рассказывать он. И это тоже обнадёживало. В некоторых псковских спектаклях техника и форма затмевают (заменяют) актёрскую игру. Например, в спектаклях режиссёра Сергея Чехова.* Хотелось думать, что у астраханцев это не так. Город у них театральный (существует целых пять театров), Астраханский театр драмы основан в 1810 году...

Начало первого гастрольного спектакля - «Татуированная роза» по пьесе Теннесси Уильямса (режиссёр Александр Огарёв) подтверждало: стиль действительно эмоциональный, южный... Как-никак, Астрахань - это юг, Прикаспийская низменность. Да и Теннесси Уильямс - американский классик из южных штатов. При желании можно провести параллель между дельтой Волги и дельтой Миссисипи. Страсти в «Татуированной розе» действительно кипят. Герои не плачут, а рыдают. Громкий спектакль не даёт зрителю уснуть.

Но у драматурга (и автора сценария одноимённого фильма режиссёра Дэниэлла Манна) Теннесси Уильямса «Татуированная роза» - это драма, мелодрама. Он сочинил пьесу специально для Анны Маньяни. На сцене она не сыграла, зато снялась в роли Серафины в фильме. У Александра Огарёва драма быстро превращается в комедию, и это не портит картину. Основная идея сохранена.

Да, Теннесси Уильямс сочинял драму, но элементы весёлого гротеска в фильме «Татуированная роза» тоже есть - когда на экране появляется Берт Ланкастер. В астраханском спектакле в этом же духе действуют и некоторые другие герои. К тому же, у Теннесси Уильямса в пьесе есть и другие указания, что спектакль не должен быть тяжёлым и мрачным. Наоборот, он всё время делает подсказки. В конце пьесы в ремарке о главной героине Серафине сказано: «Она всё быстрее идёт по шоссе к Альваро, и занавес медлен­но падает под звуки мелодии, переходящей в нелепейшее глиссан­до по мере её приближения к нему». Нелепейшее глиссандо - это нечто скользящее, лёгкое и в то же время несуразное, смехотворное...

"Татуированная роза". Фото: Игорь Ефименко

Любопытно, что астраханцы привезли в Псков целых два спектакля, в которых безутешная вдова отдаляется от мира, «уходит в себя» - до тех пор, пока её не настигает любовь (вторым спектаклем была шутка-водевиль «Огонь страстей желанных» по Чехову, режиссёр Станислав Таюшев). Мужья этим жёнам, конечно, изменяли, но женщины и после смерти супругов хранят верность и траур. Однако самопожертвование в обоих случаях оказывается ложным.

У некоторых зрителей на астраханской «Татуированной розе» возникло ощущение, что они ненадолго вернулись во времена, когда на псковской сцене свои шумные разухабистые спектакли демонстрировал Александр Кладько. Этот режиссёр тоже любил взрывы эмоций.**

Но впечатление это было обманчиво. У Александра Огарёва более разнообразные приёмы.

Здесь явно важную роль сыграло место, где разворачивается действие спектакля - юг США. Немного мистики и сюрреализма. В общем, южная готика, отголоски dark country и примкнувший к ним Элвис Пресли в роли  Коммивояжёра (как известно, Элвис в юности был водителем грузовика, как и некоторые герои «Татуированной розы»). И это уж точно не «народные комедии» от Кладько. Здесь видно желание совместить две линии - не отказываясь от зрительского театра, привлечь публику, которая любит что-нибудь поизысканнее, со вторым дном. В конце концов, у Розарио - первого покойного мужа-контрабандиста Серафины - в грузовике тоже имелось второе дно.

Общий вывод после просмотра нескольких астраханских спектаклей такой: артистам есть где развернуться. Они радуют других и радуются сами. Как в новых, так и в старых спектаклях. Виолетта Власенко (Серафина делла Роза), Нелли Подкопаева (младшая Роза) в «Татуированной розе», Александра Костина (Мари), Анастасия Краснощекова (Лора) - из «Отеля двух миров», Наталья Вавилина и снова Виолетта Власенко в спектакле «Огонь страстей желанных»... Запоминающихся женских ролей у астраханцев было действительно много. Не забыть бы Змею Скарапею и Кошку Машку в спектакле «Волшебное кольцо»...

"Татуированная роза". Фото: Игорь Ефименко

Но отталкиваться надо всё же от «Татуированной розы». В репертуаре оркестра Дюка Эллингтона была написанная почти сто лет назад песенка Diga Diga Doo, а в ней слова: Hear his heart beat a little tattoosinging («Его сердце так стучит, что выбило маленькую татуировку [на груди]»). Может быть, эта старинная песенка на стихи Дороти Филдс и натолкнула Теннесси Уильямса на написание «Татуированной розы». Подобные розы появляются не в тату-салонах. Они выбиваются на груди изнутри - сердцем. И это ещё одна сквозная тема (без неё не обошлось даже в озорной детской сказке «Волшебное кольцо» - режиссёр-постановщик Ленара Гадельшина).

Влюбившийся в Серафину Альваро Манджакавелло говорит: «Розы должны быть для всех! Роза - это сердце мира, она как сердце... для тела!»

И что с того, что у Альваро «лицо простофили»? И что с того, что он считает, что ему «надо поплакать после драки», а его фамилия переводится как «Съешь кобылу» (так могли бы звать гоголевского персонажа). Но и он - часть мира и имеет право на личное счастье.

Выбор у героев - между живым и мёртвым. «Очень мне надо жить взаперти с горшком пепла», - произносит юная Роза. К тому же, у мёртвого мира имеется и отягчающее обстоятельство - этот мир, во многом, выдуманный, ханжеский, фальшивый. Татуировка - это то, что напоказ, то есть показуха. В отличие от того, что выбивается на груди изнутри - сердцем.

"Отель двух миров". Фото: Игорь Ефименко

У героев спектакля «Отель двух миров» (режиссёр Виктория Короткова) тоже выбор между живым и мёртвым. Только от них уже мало что зависит (как позднее оказывается - всё же зависит). Автор пьесы - француз Эрик-Эмманюэль Шмитт. «Городская среда», а до этого «Городская газета» о творчестве Шмитта уже писали.*** Он - большой автор и берётся за «скользкие» темы. Было видно, что псковская публика после просмотра спектакля разделилась. Похоже, кто-то надеялся на продолжение летней жаркой комедии, а им предложили серьёзный спектакль, где герои оказываются между жизнью и смертью.

Происходящее на сцене явно не походило на развлечение тёплым летним вечером. Один из зрителей потом на выходе из театра произнёс, что это напомнило ему какое-то кино. Это так. И в кино, и на театральной сцене подобные сюжеты не редкость. Но, как правило, авторы отправляют своих героев прямиком на тот свет. На ум сразу приходит спектакль «За закрытыми дверями» по пьесе Жана-Поля Сартра.****

В отличие от Сартра, Шмитт в ад своих героев отправлять не торопится. «Прежде всего, вы не мертвы», - объясняют вновь прибывшему в отель двух миров. Это не смерть, это всего лишь кома. И это значит, что есть надежда вернуться к жизни. А пока есть о чём поговорить. Временами в отеле становится оживлённо («Какой весёлой может быть кома!»).

Эрик-Эмманюэль Шмитт из тех авторов, кто не боится сентиментальности. Как и режиссёр Виктория Короткова.

Когда в отеле появляется нуждающаяся в пересадке сердца девушка Лора, Шмитт в пьесе делает красноречивую ремарку: «Её появление чем-то напоминает явление Венеры Боттичеллли, выходящей из жемчужных вод...» У Лоры-Венеры больное сердце, но и оно где-то там, на Земле, в больничной палате ещё бьётся и тоже способно выбить татуировку изнутри на груди.

И вот уже в отеле звучит старая добрая пронзительная песня MrBojangles Джерри Джеффа Уокера в самом лучшем исполнении - Нины Симон. Песня о старом чечёточнике, выступавшем на американском юге на ярмарках со своим псом. Но «пёс взял, да помер, взял, да помер...» И это было двадцать лет назад, но старый грубиян-чечёточник в поношенных башмаках о нём никогда не забывает. Самое время пригласить Венеру на медленный танец.

А дальше происходит примерно то же самое, что и в других спектаклях, показанных астраханцами в Пскове. Жизнь побеждает смерть. Рождается или возрождается жизнь.

 «Почему Господь молчит? - произносит один из героев спектакля. - Он что - сам в коме?» Нет, не молчит. Иногда даже поёт.

"Огонь страстей желанных". Фото: Игорь Ефименко

Гастроли в Пскове завершились спектаклем «Вдох-выдох» по пьесе «Нас сотня» шведского драматурга Юнаса Хассена Хемири (режиссёр Александр Огарёв). Об этой пьесе псковский зритель мог знать и раньше - если посещал в Пскове мероприятия странноватого фестиваля «Театральная "Шведская неделя"» в 2015 году.***** Эта пьеса Хемири на нём демонстрировалась в режиме читки. И вот теперь - полноценный спектакль. Но на него уж точно попали не все желающие зрители. Спектакль показывали на Малой сцене.

***

Обмен гастролями состоялся. «Я отдам шлёпанцы моей свекрови за гроб твоего мужа», - как говорит герой пьесы «Лысая певица». Но о «Лысой певице», если ничего не изменится, разговор пойдёт в следующем театральном сезоне - весной, потому что главный режиссёр Астраханского театра драмы Александр Огарёв приглашён в Псков ставить спектакль по этой пьесе Эжена Ионеску.

Алексей Семенов.

Фото: Игорь Ефименко.

 

* А. Семёнов. Мёртвые вымыслы.  http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3666

А. Семёнов. Испытатели терпения. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=4212

**А. Семёнов. Кавказский узел. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=2736

*** А. Семёнов. Книжный архив. Шмитт. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=2541

**** А. Семёнов. Самообслуживание, или Мёртвые души Жана-Поля Сартра. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=67

***** А. Семёнов. Оплата поминутная. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=2650

Источник: Городская среда.

Дата публикации: 29 июня 2021

4 мая 2024
19:00
суббота
12+

«Фламенко»

Новый зал
5 мая 2024
13:00
воскресенье
0+

«Год Жирафа»

Маленький театр
9 мая 2024
11:00
четверг
9 мая 2024
13:00
четверг
9 мая 2024
17:00
четверг
12+

«Случайный вальс»

Новый зал