Антивоенная пьеса о войне: Ксения Степанычева – о «Днях Победы», штампах о ветеранах и советском детстве
В основе спектакля «Дни Победы» – одноименная пьеса драматурга Ксении Степанычевой, которая собрала невымышленные истории ветеранов Великой Отечественной войны.
Драматург Ксения Степанычева
«Я написала не военную пьесу, я написала антивоенную пьесу», – рассказывает о своем тексте «Дни Победы» драматург Ксения Степанычева. Говоря о Великой Отечественной войне, сложно не удариться в пафос, не закопаться в штампах и не подменить свои чувства общепринятыми формулировками. У нее это получилось. Как создавалась пьеса «Дни Победы» – невымышленные монологи о войне, – рассказала Псковскому театру драмы автор.
– Ксения, ранее в интервью вы говорили, что «Дни Победы» – это самый важный для вас текст. Сейчас, 10 лет спустя после написания пьесы, она по-прежнему занимает значимое место в вашей творческой биографии?
– Пожалуй, да. Эта пьеса для меня очень важна. Я положила на ее создание столько сил, сколько ни на какую другую пьесу. Много времени и энергии ушло на сбор предварительного материала, немало на его обработку. Такого не было ни разу, ни с одним текстом.
– «Дни Победы» – единственная ваша пьеса, написанная на документальной основе. Это серия монологов о войне. Почему тема войны требовала именно такой базы?
– Я всегда знала, что однажды напишу пьесу о войне. Но какую? Писать сюжетную вещь из серии «Партизаны на допросе в гестапо» мне не хотелось. Хотелось углубиться в эту тему и приблизиться к ощущениям людей, которые это пережили. И поэтому я решила собрать документальные свидетельства и создать персонажей не из моих фантазий (что было бы плоско и неубедительно), а взять за основу реальных людей и настоящие истории.
– Пьеса закольцована. Она начинается с рассказа вашей бабушки о Дне Победы и заканчивается послесловием о ее судьбе. Вероятно, беседы с ней и натолкнули вас на мысль об этой работе?
– Первый монолог так и появился: однажды я просто решила записать рассказ бабушки о том, как она встретила День Победы. Потом я захотела найти кого-то еще, кто может рассказать мне свою историю. А потом поняла, что разговора о Дне Победы недостаточно – чтобы понять, чем для этих людей было 9 мая 1945 года, надо, чтобы каждый из них рассказал, чего ему это стоило.
– Почему это все-таки текст о Победе, а не текст о войне? Почему это «Дни Победы»?
– Знаете, я всегда поправляю людей, которые говорят, что я написала военную пьесу. Я написала не военную пьесу, я написала антивоенную пьесу. Да, это текст о страданиях людей, о том, как они прошли через это, но самое главное, несмотря на весь ужас, выжили и сохранили себя.
У многих есть в сознании ошибочный штамп, что есть такие специальные люди ветераны. Это такие бабушки и дедушки, у которых самое главное, что было в жизни – это война. И их роль теперь – прийти и рассказать нам про это. А ведь после войны они жили длинную, сложную жизнь. И мне важно было сказать о том, что они не только ветераны, а что они люди. Что они не только прошли через войну, но потом прожили целую человеческую жизнь, восстанавливали страну из руин, рожали детей, а их дети родили нас.
– Кто герои вашей пьесы, как вы их искали? И сколько времени ушло на общение с ветеранами?
– На сбор материала у меня ушло несколько лет, найти героев было сложно. Мне хотелось передать максимально объемную картину войны, показать и мужчин, и женщин, и на фронте, и в тылу, показать, как люди пережили блокаду Ленинграда, оккупацию, бои. В каждом конкретном случае я приходила к человеку не один раз, мы по несколько часов общались, и нужно было убедить человека мне довериться.
Особая техническая сложность состояла в том, что мои герои – это они же, только молодые. А у пожилых людей специфический темп речи, манера говорить, и нужно было, сохранив то важное и интересное, что они рассказали, преобразовать их слова в речь молодой женщины, молодого мужчины или даже мальчика-подростка.
Борис и Антонина Степанычевы
– Вы сказали, что всегда знали, что однажды напишете пьесу о войне. Возможно, большую роль сыграло то, что у вас династия военных: ваш дедушка, о котором говорит в пьесе Тоня, – летчик, и ваш отец тоже офицер?
– Да, конечно, я родилась в семье военных, до 16 лет мы жили по военным гарнизонам. Моими друзьями были дети военных. Понимаете, я же обычный советский ребенок, я выросла на книгах и фильмах о войне, на песнях Высоцкого и Окуджавы. Если что-то для меня и было литературным образцом, если я чего-то хотела добиться в своей пьесе, то это того эффекта подлинности, который возникает от песен Окуджавы и Высоцкого. Я помню военные фильмы, я помню даже свои первые подростковые впечатления, например, от фильма «Проверка на дорогах» Алексея Германа. Для меня это один из лучших фильмов о войне.
– Получается, что «Дни Победы» – это очень личное и задушевное. Не появляется ли у вас тревога, когда за эту пьесу берется режиссер?
– Я знала, что пишу пьесу для театра. Я прекрасно понимала, что она сложна и по форме, и по содержанию и что, возможно, никто и никогда не рискнет ее поставить, но, тем не менее, мне хотелось бы увидеть ее на сцене. У этой пьесы своеобразная судьба: я несколько лет ее писала, в 2010 году она была опубликована в журнале «Современная драматургия», и только через шесть лет ее впервые поставили в Магнитогорском театре драмы. Теперь, спустя еще пять лет, будет вторая ее постановка в Пскове. Планировалось, что в мае прошлого года несколько театров поставят «Дни Победы», но из-за пандемии все сорвалось, отложилось, но сегодня Псков вернулся к этой идее, что меня, конечно, очень радует.
– Все ваши пьесы удивительно разнятся по жанру, по стилистике, вы пишете детские сказки, взрослые комедии, фантасмагории, детективы, сценарии к фильмам («…в стиле Jazz» и «Weekend» Станислава Говорухина). «Дни Победы» – это ваша единственная пьеса о войне?
– Да, и для меня это был серьезный вызов. Я как драматург имею два основных достоинства – чувство юмора и легкий, естественный диалог, поэтому пишу в основном комедии, а здесь мне хотелось написать что-то серьезное, уйти от развлекательности. Как автору мне интересно каждый раз писать что-то новое, для меня каждая пьеса – это приключение. Если я чему-то научилась в прошлом тексте, то в новом мне хочется попробовать что-то другое. И это была первая и пока последняя попытка погружения в эту тему и работы на стыке документального и художественного.
– Есть ли у вас уже наметки будущего приключения, новой пьесы? Над чем вы сейчас работаете?
– Кроме того, что каждая пьеса становится для меня новым приключением, мне не хочется писать ерунду, мне хочется писать что-то важное лично для себя. В юности сразу вспыхиваешь от любой идеи и бросаешься писать, а с возрастом тщательнее обдумываешь замысел и пытаешься найти что-то по-настоящему важное. Поэтому сейчас я, можно сказать, занимаюсь тем, что жду, пока придет подходящий замысел, хорошая идея.
Документальный секстет «Дни Победы» Псковский театр драмы представит 23, 25, 27 и 28 февраля.
Беседовала Елизавета Славятинская.