Поздравляем с днем рождения Мирру Александровну Горскую!

Наша «Пиковая гранд-дама» снова покорила зрителей!

Сегодня, 10 июня, день рождения  старейшей актрисы Псковского драмтеатра, заслуженной артистки России Мирры Горской, которая несмотря на свой преклонный возраст – а Мирре Александровне исполнилось 92 года! – до сих пор выходит на сцену и перед спектаклем, по ее собственному признанию, волнуется, как в первый раз.  
  Так было и  6 июня – в  день рождения Александра Сергеевича,  ее любимого поэта. За два часа до спектакля «Пиковая дама», билеты на который были раскуплены еще за неделю, мы условились встретиться в гримерке Мирры Александровны, где ей снова предстояло перевоплотиться в пушкинскую графиню Анну Федотовну.
 Актриса начала с того, что ее сейчас тревожит:
- Вот видите, все  старость забирает - и волосы, и память. Все теряю потихоньку...  


 - Да нет же, Мирра Александровна, а как же сцена?  

 
 - О, сцена для меня святое! Знаю каждое слово, никого не собью и сама ни за что не собьюсь. Тут уже профессиональное.


 - Вот что значит выучка! А когда Вы почувствовали, что  будете актрисой? Вы же хотели в детстве стать балериной?


  - Хотела, да не получилось.  В 41-м, 10 июня, я приехала на каникулы к маме  в Боровичи  из Ленинграда, где училась в Вагановском. Приехала, а 22-го уже война. Какая там учеба, работать пошла, чтобы карточки получать. На мое счастье, в наш город эвакуировали Ленинградскую оперетту, и мама, не сказав мне ни слова, написала их главному режиссеру. И вдруг меня пригласили на прослушивание. Март месяц, все течет, лужи, а у меня из одежды валенки старые, телогрейка и платок – все, больше ничего нет. Прихожу, сидят там человек шесть и все на меня смотрят. Я вообще сникла. Тут главный режиссер Дашковский приказал: «Раскутайте хоть ее. Есть там что-нибудь?»  Помогли снять телогрею, платок. Мне, правда, совсем не по себе стало. С валенок течет, а никому дела нет. «Можете станцевать?» «Могу». Я же училась балету, разулась, станцевала, немного приободрилась. Потом попросили рассказать что-нибудь, стихотворение или басню. Рассказала. «А спеть?». «Ой, спеть –то я всегда запросто», - обрадовалась. Спела, они заулыбались все, зааплодировали. Потом велели подождать. Жду. Выходит женщина, она потом нашим музыкальным руководителем оказалась: «Ну, поздравляю! Вас приняли». Мне потом уже передали слова режиссера: «Если бы эта девочка даже ничего не умела, я б ее все равно взял. Но к счастью, она оказалась талантлива». Так и сказал.

 - Замечательно! Представляю, как вас это ободрило тогда…

- Еще бы! Так началась моя творческая жизнь. Это было в 43-м году, тогда и появилась у меня трудовая книжка.  А уже в 48-м я оказалась в Пскове, в молодежном ансамбле, созданном Львом Брандом.  Там я познакомилась с моим будущим мужем Михаилом Ивановым, он только вернулся из немецкого плена и тоже был принят в этот коллектив. Через год мы уже играли на сцене Псковского театра драмы. С тех пор было  немало сцен, мы уезжали из Пскова. Я играла в Дзержинске, пока муж был в армии, потом мы поехали  в Чебоксары. В 70-м вернулись в Псков, так и остались здесь. Вот уже 76 на сцене. Я так думаю по прошествии лет - если б не театр, я тогда, в войну,  просто погибла бы, не выжила. Наверное, мне было это Богом предназначено.
Театр дал мне жизнь, семью, работу, стал для меня всем. Мы с моим дорогим Михаилом Сергеевичем прожили долгую счастливую жизнь. Он был замечательным актером, писал музыку, пьесы, сказки для детей.
Все бытовое как-то отодвигалось на второй план, никогда мы не гнались за материальными благами, не принято это было у нас в семье. Как бы не было тяжело в  жизни,  какие бы невзгоды не преследовали, я знала, что вечером – спектакль, меня ждет зритель, и все остальное было уже не так важно.


-  Мирра Александровна, звание заслуженной артистки  для Вас много значит? Как Вы восприняли эту награду?


 - Никогда не преследовала  никаких званий. Главное  для меня – это зритель, который меня любит и понимает. Когда мне дали заслуженную, мы были на гастролях. Это был 1982-й год. Я тогда играла Перфильевну в «Псковитянке».
 Когда закончился спектакль, спускается ко мне режиссер, очень важный, известный, который как раз и отсматривал в составе комиссии спектакли и актеров.  «Спасибо Вам большое! – сказал он. – Я получил  колоссальное удовольствие от Вашей игры!» Я растерялась и даже не нашлась, что сказать, кроме того, что, мол, спасибо, очень приятно познакомиться. 
 А мы с мужем дружили тогда с нашим замечательным актером Петром Вельяминовым. Когда ему рассказала при встрече об этом, он засмеялся: «Ой, у меня еще чище было». Он, как первый раз приехал в Москву, познакомился с Зыкиной. Она ему возьми и скажи попросту: 
«Здравствуйте, я Люда». А он: «Здравствуйте, я Петя». И оба со смеху покатились потом.
 После гастролей мне телеграмму прислали о присвоении звания, но это все как-то буднично было, без всяких банкетов. Ну, дали и дали. Жизнь продолжалась. Я как волновалась перед каждым спектаклем и  тряслась, как овечий хвостик, так и заслуженной продолжала волноваться.  И так до сих пор! Вот и сегодня трясусь. Как все пройдет?


- Мирра Александровна, я уверена, что все пройдет просто блестяще. Расскажите, пожалуйста,  про свою роль в «Пиковой даме». Для Вас она стала органичной? По-моему, Вы всегда любили комедийные образы?  Многие зрители до сих пор помнят ваших замечательнейших бабушек из комедий «Родственники», «Музейная редкость»…

 

- Да приходилось все играть – сегодня комедию или фарс, завтра трагедию, или драму. Сегодня ты героиня, завтра в характерной роли.  Но Вы правы: когда режиссер Юрий Печенежский предложил мне сыграть графиню в «Пиковой даме», я не очень-то хотела браться за нее.


 

- Почему?


- В моем представлении она была какая-то громоздкая, грозная. Не совсем мое. Да и все эти новые вещички режиссерские, современные для меня непривычны. Ну, думаю, разве можно так, это же Пушкин. «А Вы попробуйте, Мирра Александровна!» - сказал режиссер. И я попробовала. И оказалось, что я всю жизнь учусь и каждый раз открываю для себя что-то новое. Я поняла, что зрители смотрят этот спектакль с интересом и принимают его всегда на ура. Я поняла, что этот образ можно сыграть чуточку по-другому, добавить каких-то других красок. Кроме того, мне повезло с моими партнерами по сцене. Они такие все милые, талантливые,  с ними так легко. Полностью роли отдаются. Это главное для меня в актерах. Особенно хорош  Свекольников Володя в роли Чекалинского. Обожаю его. А моя графиня все-таки получилась немного другой, - лукаво улыбается Мирра Александровна. - Да вы сами все сейчас поймете.

А потом был спектакль «Пиковая дама». Казалось, все зрители, затаив дыхание, в этот вечер с волнением следили  только за хрупкой маленькой фигуркой графини, хотя весь актерский ансамбль заслуживал восхищения. Справится ли актриса, шутка ли, в таком возрасте выйти на сцену, на улице почти 30! Но Мира Александровна была так естественна, так спокойна, так четко и уверенно вела свою линию, что заставила всех забыть о своем весьма почтенном возрасте. И, действительно, пушкинская героиня в ее исполнении показалась не темной, не грозной и вовсе не полумистической старухой, нелепым осколком екатерининского времени, а мудрой, все наперед знающей, уставшей от суеты и  тщеты людских страстей старой дамой,  которую рок выбрал орудием наказания Германна.
И снова были несмолкающие аплодисменты, и снова цветы, и снова: «Браво, Мирра Александровна!»

Дата публикации: 10 июня 2019

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена