Интервью с режиссером премьерного спектакля R.E.P.L.I.C.A.

В рубрике «Пушкину бы понравилось?», мы побеседовали с Александром Баркаром

6 апреля на малой сцене театра состоится премьера фантастической мелодрамы «R.E.P.L.I.C.A.» по пьесе Марии Зелинской «Хуманитас Инжиниринг».  

                                                                                                             Анастасия Трубникова (художник), Александр Баркар (режиссер)

Александр, на малой сцене вы репетируете произведение молодого драматурга Марии Зелинской «Хуманитас Инжиниринг», пьесу с фантастическим сюжетом. Видимо, пришло время и нашему театру освоить это направление. Я знаю, что вы любите фантастику, а почему современный театр мало интересуется ею?

– Потому что банально не знают. Считают низким жанром. Как правило, никто на российской сцене не выходит за рамки классики фантастики, признанной еще в советское время, – братья Стругацкие, Станислав Лем, Рэй Брэдбери. Никто, например, не ставит на сцене Сергея Лукьяненко, автора «Дозоров» и «Лабиринта отражений». Современная фантастика для современного российского театра как бы не существует. А я вырос на этих книжках, поэтому, наверное, и мозги мои по-другому устроены. Я ставлю фантастику уже лет пятнадцать, еще с Луганска, где я начинал. Это моя тема.

Чем привлекла вас пьеса «Хуманитас Инжиниринг»?

Наличием в ней фантастического допущения. Это редко встречается в современной драматургии.

Станиславский призывал показывать «жизнь человеческого духа» на сцене. А вы о роботах. Пригодный ли это материал для театра?

– Жизнь человеческого духа можно передать, поместив отношения в условную реальность, в которой не будет ассоциаций с бытом, тогда ярче будет видно, что происходит между людьми. Эта странная история, связанная с робототехникой, она как айсберг: большая часть скрыта от нас. О роботах уже пишут лет сто, множество авторов, начиная с Карела Чапека, структурно изучали эту тему, они создали контекст и бэкграунд. Согласитесь, странно играть такую пьесу, не зная произведений Филипа Дика, Айзека Азимова, не проштудировав мировой кинематограф – от «Терминатора» до, если угодно, «Приключений Электроника». Зрители придут на спектакль с «киношными» ожиданиями, и мы учитываем это.

Драматург облекла свои мысли и чувства в необычную форму. Но нам – режиссеру и артистам – важно точно понимать, где здесь робот, а где человек. Когда и почему человек оказывается роботом, и почему робот абсолютно уверен, что он человек? Это настоящая головоломка. Очень увлекательная.

– Тогда спрошу напрямую, без обиняков. О чем будет ваш спектакль?

– О любви. О взаимопонимании между мужчиной и женщиной. О невозможности человека быть счастливым. Айзек Азимов сказал когда-то: так, как поступает робот, может поступать только порядочный и добрый человек! Парадокс. Человек так устроен, что разрушает сам себя и мир вокруг. Мы все разные, слишком сложные и нетерпеливые. Поэтому часто оказываемся несчастными. Вот и выходит, что счастливыми в мире людей могут быть только роботы. А человек обречен быть одиноким. Грустный вывод. Наверное, я немного пессимист. О чем спектакль? Об ответственности творца за свое создание. Библейские мотивы, античность, Возрождение… Игра для внимательного зрителя.

Спектакли по пьесе «Хуманитас Инжиниринг» идут на сценах Москвы и Петербурга, Нижнего Новгорода и Челябинска, Астрахани и Прокопьевска, и в подавляющем большинстве случаев режиссеры меняют оригинальное название пьесы. Почему свой спектакль вы назвали «R.E.P.L.I.C.A? Что это значит?

Мы оттолкнулись от классического романа Филипа Дика и снятого по нему фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Там роботов-андроидов называют репликантами. Само слово «реплика» используется здесь в значении «копия». Поэтому в нашем спектакле компания «Хуманитас Инжиниринг» называется «R.E.P.L.I.C.A.». Причем это аббревиатура, расшифровывающаяся как «Революционное, Эксклюзивное, Персональное, Легальное, Инновационное Конструирование Андроидов».

– Приоткройте секрет: каким будет режиссерское решение? Мы увидим что-то принципиально новое и необычное?

– Необычность в том, что пьеса, написанная в жанровой эклектике, потребовала от меня применить стилистическое разнообразие. Поэтому здесь будут и театр абсурда, и психологический театр, мелодрама, комедия, моноспектакль. Такой режиссерский прием я использовал впервые.

Нашли понимание с нашими актерами, команда сложилась?

– В спектакле заняты прекрасные актеры Наталья Петрова, Денис Золотарев, Мария Петрук, сейчас добавились Лев Орешкин и Илона Гончар. Все работают с полным пониманием и творческой самоотдачей. На репетициях нам интересно!

Скажите, почему зрителю надо посмотреть спектакль «R.E.P.L.I.C.A.»?

– Возможно, зрителям стоит увидеть историю про роботов, чтобы понять, что значит быть человеком… Кроме того, это просто хороший и актуальный текст. Очень трогательный и смешной. Зритель должен получить удовольствие от театра, чтобы можно было и улыбнуться, и даже заплакать, а потом задуматься. Чтобы осталось послевкусие. Такая у меня основная режиссерская задача – если зритель после спектакля еще минут пятнадцать будет размышлять о том, что увидел, значит, мы справились.

Наш традиционный вопрос: как вы думаете, Пушкину бы понравилось?

– Для него были важны такие вещи, как долг, честь, ответственность. Он не умел прощать оскорбления и подлость. Может, если бы он не был так принципиален, дожил бы до старости. С другой стороны, был бы он тогда Пушкиным? Мне тоже очень хочется быть честным в том, что я делаю. Думаю за честность он бы нам всё простил.

Беседовала Любовь Никитина, завлит театра

Досье:

Александр Баркар – актер и режиссер. Работал актером в Русском драматическом театре Луганска, в Украинском академическом музыкально-драматическом театре Луганска, преподавал на театральной кафедре Луганского государственного института культуры и искусств. В 2006 году создал театральную студию «Deep» – негосударственный профессиональный театр в Луганске.

С 2012 году живет и работает в Москве. C 2015 по 2018 год, работал в Российском академическом молодежном театре (РАМТ) в должности режиссера-ассистента.

Среди его прежних работ – «Вий» и «Полвосьмого» в Театре на Таганке, «Затейник», «Я хочу в школу» и «Минуты тишины» в Российском академическом молодежном театре, аудиоспектакли, созданные для радио «Культура», и многие другие работы.

Дата публикации: 25 марта 2019

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена