Гугл, Гоголь и Омлет

"Российская газета" о спектакле "Женитьба" режиссера Петра Шерешевского

В Пскове продолжается ХХVI Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль. Нынче он посвящен 220-й годовщине со дня рождения великого русского классика и Году театра.

В течение десяти дней зрители увидят спектакли из Москвы, Петербурга, Казани, Великих Лук, Красноярска, Нижнего Новгорода, Южно- Сахалинска и даже Бухареста. По произведениям Пушкина, а также Карамзина, Булгакова, Гоголя, Горького и современных авторов. Подготовлены три программы: «Пушкин на современной сцене», «Русская классика на современной сцене» и «Современный писатель на современной сцене». Как отметил генеральный продюсер фестиваля, художественный руководитель Псковского театра драмы имени А. С. Пушкина Дмитрий Месхиев, «мы старались привезти разный театр для разной публики».

Театр Nottara из Бухареста показал в Пскове спектакль «Женитьба». Режиссер Петр Шерешевский из Петербурга представил современную интерпретацию пьесы Николая Васильевича Гоголя, где женщины исполняют мужские роли: Подколесин, Кочкарев, Жевакин, Анучкин, Яичница. Здесь экзекутор Иван Павлович Яичница — Иван Омлет!

А мужчина играет Агафью Тихоновну, невесту. На сцене красавец-брюнет с усами, бородкой почему-то появляется в балетной пачке, в этой роли актер Рареш Андрич, кто-то мог видеть его в фильме режиссера Кристиана Мунджу «Бакалавриат».

Одних зрителей и профессиональных критиков постановка привела в восторг: «Очень интересное решение. Просто потрясающе! Классно! Юмор, яркие персонажи», другие возмущались: «При чем тут Гоголь? Порезали текст, издеваются над русской классикой».

На сцене — справа и слева — листы, на которых написано: «Google Женитьба (Абсолютно невероятное событие). Писано в 1833 году». Дата зачеркнута и сверху другая — 2033. «Совершенно невероятное событие» — такой подзаголовок дал, как мы знаем, Гоголь своей пьесе.

У всех героев гаджеты, ноутбуки, Подколесин и Кочкарев делают селфи, разговаривают с Гоголем (!) через Гугл («О’кей, Гоголь!»), мы смотрим видео. гугл_женитьбаЖенщины (женихи) приклеивают себе усы. Ходят в одинаковых белых махровых халатах (такие дают в отелях). Общаются через онлайн-чат. Потом переодеваются в деловые костюмы, тоже одинаковые, берут микрофоны и поют — румынский шлягер, как нам позже пояснили, наподобие «Айсберга» Пугачевой.

После спектакля режиссер рассказал зрителям (на фестивале так принято: зрители могут обсудить постановку с артистами и режиссером), что это его первая работа в Румынии, возникла она с благословения лаборатории Олега Лоевского, известного критика, продюсера, организатора многих театральных проектов и фестивалей. Театральная лаборатория ДЭНС организована Лоевским и театром Nottara в Бухаресте.

— Работа сделана за 10 дней, жили мы с артистами в нетеатральном месте, вроде Дома отдыха, репетировали сутками, — поделился Петр Шерешевский.

— В Румынии очень ценят русских классиков. Предложение Петра сыграть мужчин-женихов было неожиданным для нас, но он очаровал нас спокойствием — и мы пошли за ним, — признались актрисы.

— Моя точка зрения: это история про женщин, их одиночество, и одного мужчину, — продолжил режиссер. — Меня удивляет, когда про наш спектакль только и говорят, что актеры меняются местами. Это кстати, не моя задумка, на лаборатории мне сказали: «А для вас, Петр, у нас сюрприз». Но я когда-то думал о таком перевертыше. Мы размышляем здесь о социофобии, болезни сегодняшнего дня. Люди отдалены друг от друга. Виртуальный мир оказывается ближе и комфортнее любого человеческого общения, важным в пьесе нахожу ощущение печали и одиночества.

Финальный разговор Агафьи Тихоновны и Подколесина — это встреча двух одиночеств, «а счастье было так возможно, так близко», но они даже тут общаются, уткнувшись в мобильники, призывая на помощь фейсбук и YouTube.

После выпуска спектакля в Бухаресте Петр Шерешевский поставил «Женитьбу» в Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского.

Если румынский спектакль заканчивается самоубийством главного героя, то в норильском — ощущение безнадежности, с которой надо жить дальше. Режиссер признался, что в Норильске так же публика разделилась на две части: спектакль или не принимают, или отзываются восторженно. А румыны рассказали, что на сайте их театра возмущенный постановкой зритель написал, что русскую классику так ставить нельзя. Это кощунство. И вообще она должна пахнуть водкой и чаем.

Бухарестский театр Nottara был основан в 1947 году. Актеры сообщили, что в Румынии ставят русскую классику, среди любимых авторов — Достоевский, Чехов и Горький. Из современных — Иван Вырыпаев, Ярослава Пулинович.

Фестиваль в Пскове продлится до 17 февраля.

КСТАТИ

В прошлом году Пушкинский театральный фестиваль обзавелся новым логотипом в форме силуэта зайца. При чем тут заяц? Речь идет об известной многим легенде — истории о зайце, перебежавшем дорогу Пушкину и тем самым спасшем поэта от участия в восстании на Сенатской площади и от дальнейшей печальной судьбы декабристов. Из суеверия (плохая примета!) Александр Сергеевич, направлявшийся в Петербург, повернул обратно, в Михайловское. В 2000 году в месте роковой встречи торжественно открыли памятник зайцу — верстовой столб с надписью «До Сенатской площади осталось 416 верст» и с фигурой сидящего на нем зайца.

Участникам фестиваля вручают сувенир — диплом с изображением зайца и значки-зайчики.

                                                                                                                                Светлана Мазурова   «Российская газета»

Дата публикации: 13 февраля 2019

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена