Наш тег в соцсетях: #drampush

Comedy-Пушкин

Моноспектакль актера МХТ Данила Стеклова вызвал бурные споры зрителей Пушкинского театрального фестиваля

Зритель - всего в паре шагов, ты один на небольшой сцене, видишь глаза всех и каждого в отдельности, чувствуешь любую эмоцию и отклик на свои слова и знаешь, что не можешь позволить себе «расслабиться» ни на миг. Неудивительно, что жанр моноспектакля выбирают, как правило, сложившиеся? уверенные в себе актеры старой театральной школы, для которых чтецкие вечера — это театр одного актера, человека-оркестра.

Однако не бывает правил без исключений. Монопостановка «А.С. Пушкин. Из повестей Белкина» в исполнении артиста МХТ им. А.П. Чехова Данила Стеклова, которую псковский зритель увидел в рамках Пушкинского театрального фестиваля вчера в камерной обстановке фойе, доказала, что сложный интересный жанр подвластен и молодым. Возможно, свою роль здесь сыграла актерская генетика: мать Данила - актриса театра «Сатирикон» Агриппина Стеклова, дед - народный артист России Владимир Александрович Стеклов.


Премьера этого спектакля состоялась 30 мая 2015 года: в этот день на сцене Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке ожили герои повестей «Гробовщик» и «Метель». Собственно, постановка и возникла как попытка осмысления текстов Пушкина в музейном пространстве при участии 10 - максимум 20 зрителей. «Мы задумывали этот театральный опыт как легкое прочтение Пушкина, совершенно безответственное, - поделился своим видением проекта артист. - Мне было даже страшно ехать на фестиваль, так как это не спектакль, это просто работа. Ее в первый раз смотрит такое количество зрителей. Я сильно волновался, мы редко играем ее - раз в три-четыре месяца».

Минимум реквизита: стол с письменными приборами и свечой, кресло и кипа листов - рукописи «Повестей Белкина», пересказывающих простые случаи из жизни самых обыкновенных людей. Реквизит здесь по большому счету - лишь условность, ведь главной здесь становится игра актера, мимика, акценты, интонации, жесты. Как по щелчку, меняется выражение лица, голос, осанка - и вот уже перед нами не гусарский полковник Бурмин, а романтическая барышня Марья Гавриловна или, допустим, ее служанка. На протяжении часового спектакля в зале родилось несколько десятков таких характеров.

Внимательное прочтение текстового оригинала помогло Данилу Стеклову в полной мере выразить знаменитую пушкинскую иронию, иногда переходящую в откровенный сарказм, иногда прячущуюся под лукавой авторской усмешкой, иногда проникнутую сочувствием и лиризмом. Псковский зритель с удовольствием включился в игру, искренне реагируя на повороты сюжета (возникало даже впечатление, что часть аудитории действительно не подозревала, чем закончится «Метель»).

Принимая знак Пушкинского театрального фестиваля по завершении спектакля, Данил Стеклов услышал теплые слова организаторов и благодарность «за Пушкина, за прекрасную русскую речь».

Актер обратил внимание на необычность символа фестиваля: «У меня было две версии, почему знак именно такой. Первая версия: он похож на Пушкина, вторая - что в области много зайцев». Истинный смысл знака пояснил актер труппы Псковского драмтеатра Виктор Яковлев: «Заяц спас Пушкина, а теперь мы спасаем Пушкина для каждого последующего поколения. Сегодня на спектакле были и те, кто не читал Пушкина - и я им позавидовал».

 Восторженные отзывы об игре Данила Стеклова прервались с появлением одного из зрителей, который высказался, что выступление артиста прошло на уровне сценок Comedy Club, сплошного гримасничанья, за которым ничего не стоит - по контрасту с моноспектаклями Сергея Юрского, Иннокентия Смоктуновского, Михаила Козакова, за каждым словом которых стояла глубокая внутренняя работа артиста. Кстати, не исключено, что в игре артиста зритель попросту уловил нотки влияния учителя Стеклова - Константина Райкина.

Заметив в оправдание Comedy, что у современных юмористов много хороших комических работ, вызывающих смех зрителя, Данил Стеклов подчеркнул, что Пушкин многогранен, в нем скрыто множество смыслов и возможностей. Артиста поддержал и Виктор Яковлев, который в ходе обсуждения спектакля сказал, что каждый человек имеет право на своего Пушкина. «Ревизор», например, - сильнейший спектакль, но кто-то уходит с него из чувства протеста, - добавил псковский актер. - И это правильно. Не бывает, чтобы все были со всем согласны».

 

Жаркий спор о том, как играть и понимать Пушкина для современного зрителя, неожиданно для самих участников дискуссии перерос в драматическое обсуждение того, что есть искусство в принципе и насколько оно зависимо от сиюминутных влияний. В конце концов каждый остался при своем мнении.

Но актера Данила Стеклова пригласили приезжать в Псков почаще, а в следующем году вновь принять участие в Пушкинском фестивале, на этот раз - со своими знаменитыми родными.

                                                                                                                                                                            Источник Псковская Лента Новостей

Дата публикации: 11 февраля 2019