Премьерный 2018-й

Итоги театрального года, глазами обозревателей раздела «Сцена» Псковской Ленты Новостей.

2018 год для псковской культуры прошел под знаком возрождения любви к классической музыке и репертуарному театру. Самые смелые проекты, заслужившие признание, и не только со стороны псковского зрителя, были реализованы как в Псковском драмтеатре, так и в областной филармонии. За последние полтора года театр представил 12 новых постановок, сыграл более 350 спектаклей не только в Пскове, но и на ведущих площадках по всей России. Мечта о том, что Псковский драмтеатр займет свое значимое место в театральной жизни страны, наконец-то стала реальностью.

Глоток свежего воздуха

Последние годы Псковский драмтеатр сотрясает масса разных событий. После глобальной реконструкции труппу театра пришлось собирать буквально по крупицам, как и весь репертуар. Не обошлось без промахов, без взлетов и падений. Ошибки, допущенные некогда худруком Василием Сениным, который, с одной стороны, показал возможности псковской труппы, но, с другой, отпугнул псковскую публику рискованными экспериментами и возвел театр в ранг некоего искусства для избранных, вызвался исправлять режиссер Александр Кладько. Зритель доверился ему, но Кладько, к сожалению, не смог до конца оправдать его ожидания. И тем не менее, именно он заложил начало тому, что в Псковский драмтеатр стал возвращаться зритель, а на премьерах - собираться аншлаги. Но обмануть псковичей не вышло - слишком остро мы чувствует подвох, потому ремейки его прошлых постановок вызывали скорее снисхождение, чем подлинный интерес и восторг.

Ситуация поменялась с приходом в театр тандема Дмитрий Месхиев - Андрей Пронин. Неслучайно, в непростые для псковской культуры времена - времена смены власти в Псковской области - именитые, заслуженные актеры просили оставить в театре именно эту пару, потому что нуждались в них, как в глотке свежего воздуха.

Худрук театра, известный кинорежиссер Дмитрий Месхиев и театральный критик Андрей Пронин четко поняли свою задачу - чтобы вернуть псковичей в театр, нужно сделать так, чтобы он удовлетворял вкусы самых разных зрителей. Театр должен быть разным - казалось бы, очевидная, банальная вещь, понять которую прежние руководители так и не сумели. Не нужно крайностей, нужно просто прислушиваться к тому, чего не хватает псковичам. Возможно, сыграло еще и то, что ни Месхиеву, ни Пронину не нужно было работать на свое имя, они делали то, что у них получается лучше всего - просто творили.

Существенную роль в таком резком подъеме в псковской театральной жизни сыграла и поддержка со стороны областных властей. Тогда еще губернатор Псковской области Андрей Турчак, в своей семье вырастивший театральную актрису, понимал потребность псковичей в прекрасном, всячески поддерживал начинания Театрально-концертной дирекции, и даже сам стал одним из авторов очень успешного проекта ТКД - фестиваля Сергея Довлатова «Заповедник», которому, к сожалению, уготован был короткий век. Андрей Турчак лично принимал участие в разрешении конфликтов в Псковском драмтеатре, без которых при такой частой смене руководства, конечно, не обошлось, бывал на многих премьерах, водил в Псковский драмтеатр свою семью и даже не гнушался рекламировать события Театрально-концертной дирекции в своем Instagram.

Чего, кстати, не скажешь об областном комитете по культуре. Нынешний руководитель ведомства (экс-директор Великолукского драматического театра, на минуточку) Жанна Малышева, в отличие от Александра Голышева, по наблюдениям самих театральных деятелей и Дмитрия Месхиева, ни на одной премьере не была и понятия не имеет, чем живет псковский театр. Худрук неоднократно высказывал критику в отношении комитета по культуре в публичном пространстве и свое личное мнение, мол, «рыба гниет с головы»...

Новые имена и лица

Итак, в 2018 году в Псковский драмтеатр приходят самые разные режиссеры - именитые и только начинающие, лауреаты всевозможных премий и те, что делают лишь первые шаги в своей фестивальной карьере.

2018-й по традиции начинается с Пушкинского театрального фестиваля, который впервые за долгие годы открывает наша, псковская, постановка. Компанию ей составили спектакли Театра Наций, новосибирского театра «Красный факел», Электротеатра Станиславский, Театра.doc и других не менее известных труп. Пушкинский театральный громко, на всю Россию, заявляет о себе, на его спектакли съезжаются именитые столичные критики и с восторгом рассказывают о нем своим читателям как о большом событии в театральной жизни страны.

Псковская премьера фестиваля - «Каштанка» Юлии Пересильд удивляет и оставляет неоднозначные отзывы со стороны самых взыскательных критиков - зрителей, но псковичи к актрисе, а теперь еще и режиссеру, гораздо более снисходительны, чем она к ним (чего только стоят ее замечания по отношению к землякам в интервью Первому каналу), поэтому спектакль пользуется популярностью, билеты раскупаются. «Каштанка» гастролирует по столице и участвует в различных театральных фестивалях, ищет свое место в репертуаре Псковского драмтеатра и в фестивальной повестке года.

А лучшим спектаклем Псковского драмтеатра в минувшем сезоне, по версии членов регионального отделения Союза театральных деятелей России, признаны «Таланты и поклонники» по пьесе А. Н. Островского в постановке Владимира Золотаря. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» сделал ставку на молодых актеров - обворожительную Ксению Тишкову и харизматичного Евгения Терских и не прогадал. Кстати, последний, судя по всему, претендует на звание нового секс-символа в Псковском драмтеатре - ни одна громкая премьера теперь не обходится без его участия, а зрители, в особенности, зрительницы, с удовольствием разбирают билеты на спектакли с ним. Он же удостоен театральной премии «Признание» за лучшую мужскую роль в спектакле «Таланты и поклонники». Пожалуй, труппе Псковского драмтеатра не хватало такой бешеной энергетики и даже легкой бесноватости.

Чего стоит, например, Отелло в исполнении все того же Терских в одноименном спектакле по Уильяму Шекспиру режиссера Даниила Безносова. Дебют актера из Карелии на псковской сцене, и сразу в «десятку». Классика в самом лучшем ее проявлении. Спустя 53 года «Отелло» вновь на большой сцене Псковского драмтеатра, вновь восторг со стороны зрителей, аплодисменты и крики «Браво!». В этой же постановке псковский зритель смог наблюдать еще одну новую звезду псковской сцены - Дарью Чураеву, ранее замеченную как раз на довлатовском фестивале в Пушкинских Горах. В аннотации к спектаклю нам обещали брутальную, «солдатскую» историю, а вышла все та же известная большинству неравнодушных к классике история любви, страсти и предательства. Лучший подарок женщинам в канун 8 марта (премьера «Отелло» на псковской сцене состоялась 6 марта 2018 года).

Март был особенно ярок на премьеры - 23-го числа молодой, но небезызвестный режиссер Сергей Чехов выпускает на малой сцене «Реку Потудань» по повести Андрея Платонова. Спектакль-прорыв для Псковского драмтеатра, эксперимент, который будут обсуждать не только в Пскове, но и далеко за его пределами. 1,5 часа напряжения, волнения, недоумения, восхищения и удивления. Спектакль вызывает разные эмоции. Премьера прошла с успехом, хотя сам режиссер был готов к разному повороту событий.

Абсолютно фестивальный проект, который по достоинству был оценен театральными критиками - 6 номинаций Национальной театральной премии «Золотая маска», в том числе «Лучший драматический спектакль малой формы» и «Лучший режиссер». «Река Потудань» - непростой спектакль, требующий внимания к тексту, к деталям, к актерам, к самим себе. Невероятно красивая постановка преимущественно благодаря пластике Илоны Гончар, за что актриса-хореограф была удостоена премии «Признание» в номинации «Необычный ракурс сезона 2017-2018». Еще одна покоренная ступень - участие спектакля «Река Потудань» в IX Платоновском фестивале искусств в Воронеже - одном из лучших театральных фестивалей России и Восточной Европы в целом. Между тем, псковская публика в своих мнениях по поводу постановки разделилась - на показах все еще присутствуют зрители, демонстративно вскакивающие со своих мест в середине или даже начале 1,5-часового спектакля со словами: «Показывают одно - говорят другое...» и покидающие зал малой сцены. Даже завораживающая красота главной героини не останавливает их перед таким шагом...

В летний отпуск театр уходит после майской премьеры очень необычной постановки - бэби-спектакля для зрителей от 1,5 лет. Актеры Псковского драмтеатра Дарья Чураева и Камиль Хардин пробуют себя в совершенно новом жанре и вместе с молодым режиссером Александрой Ловянниковой ставят, казалось бы, невыполнимую задачу - привить любовь к театру с пеленок. На 100% семейный спектакль, который возвращает в театр мам и пап с очень маленькими детьми. Первый и вполне успешный опыт Псковского драмтеатра, который, не исключено, что получит свое развитие.

Новый сезон в сентябре 2018 года Псковский драмтеатр встречает премьерой спектакля «Ревизор» по Николаю Гоголю в постановке прославленного режиссера Петра Шерешевского, главную роль в котором все так же блестяще сыграл дебютант прошлого сезона Евгений Терских. Многие зрители с удивлением отмечали, что городничий в его исполнении вызывает не столько отвращение, сколько жалость. Абсолютно новое и неожиданное прочтение Гоголя, спектакль оставляет больше вопросов, чем ответов. И некоторые эти вопросы псковские зрители решили задать напрямую вице-губернатору Псковской области Вере Емельяновой на сайте ведерников.рф:

«Вера Васильевна! Объясните, почему никто не проверил, какие фантазии будет ставить режиссер Шерешевский на сцене Псковского драматического театра. 7 октября вы ушли со второй части спектакля, а ведь там была самая «клубничка» (голая задница и постельная сцена). Мы от такой постановки «Ревизора» немного опешили. Не готовы еще мы к таким реалистичным сценам. Если нет внутренней цензуры у артистов, то цензура должна быть со стороны чиновников от культуры. «Спасибо» вам за наше окультуривание», - написал один из зрителей свой отзыв.

За «голую задницу» вступился арт-директор Псковского драмтеатра Андрей Пронин. «Зрителю показалось, что в спектакле есть "клубничка", то есть, как я понимаю, имеется в виду не ягода, а эротические сцены, - написал он на своей странице в Facebook. - Я решительно заявляю, что в спектакле "Ревизор" никаких эротических сцен нет. Что же касается сцены, названной зрителем постельной, она решена настолько условно, что там вообще ничего не видно. В принципе, в спектакле с индексом 18+ эротизм, конечно, возможен, но вот в нашем "Ревизоре" его нет. Хотя люди разные: кто-то находит эротичным что-либо, что другим кажется совершенно невинным. Каждому угодить невозможно». И продолжает: «Дискуссии о голой заднице, которая мелькает в другой сцене, я бы, наоборот, поддержал. Наш худрук Дмитрий Дмитриевич Месхиев еще до премьеры "Ревизора" подчеркивал, что без дополнительного финансирования театру будет очень трудно выжить. Уже бюджет "Ревизора" смехотворный - около миллиона. Кто разбирается в театре, поддержит меня: для спектакля большой формы - это копейки (все налоги и гонорары, декорации и костюмы, все). Если дело пойдет так дальше, голая задница станет единственным, что мы сможем предъявить зрителю».

И, тем не менее, Андрей Пронин, как и Дмитрий Месхиев, продолжает рассчитывать на дополнительную поддержку и покровительство со стороны нынешнего руководителя Псковской области Михаила Ведерникова, потому что иначе грандиозным планам, заявленным в преддверии открытия нового сезона 2018-2019 не суждено будет сбыться. Уже сейчас понятно, что от некоторых заявленных ранее постановок из-за отсутствия должного финансирования придется отказаться или отложить их до лучших времен. Сможет ли удивить нас XXVI Пушкинский театральный фестиваль - тоже пока вопрос, полная программа пока не представлена. И тем не менее, катастрофы, как, например, в случае с фестивалем «Заповедник» или Crescendo, удалось избежать - фестивалю быть и быть именно в феврале. Программа, отмечает Андрей Пронин, будет скромнее, чем в предыдущие годы, из-за недостатка финансирования, но насыщенная лекционная часть должна несколько исправить положение.

                                                                                                                     Читать весь материл в разделе "Сцена" на ПЛН

Дата публикации: 29 декабря 2018

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена