«Пушкину бы понравилось?»

«Бэби-спектакль: надо просто войти в реку детства и заново открывать мир!»

Александра Ловянникова, актриса, режиссер, художник.

Александра Ловянникова

Выпускница РАТИ (ГИТИС) (мастерская Е. Б. Каменьковича и Д. А. Крымова, 2012 год).

Лауреат премии «Текстура-2012: Взгляд СегоДня» за сценографию к спектаклю «Язычники» (режиссер В. Попова, совместная работа с М. Кукушкиным; Драматический театр города Прокопьевска).

Номинант театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Эксперимент» и «Драма, работа художника» за спектакль «Камера обскура» (2014 год) и премии «Прорыв».

Участвовала в спектаклях Новой сцены Александринского театра, в проекте «Открытая сцена» (Москва), в независимых театральных проектах, ставила спектакли на сцене Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. И. Сац, на Новой сцене Александринского театра, театра «Домик Фанни Белл» и др.

Как художник работала в московских и региональных театрах, в том числе в МХТ им. А. П. Чехова, Пермском театре оперы и балета, театре «Школа современной пьесы», Театре им. Ермоловой, Театре.doc и на проекте «Платформа».

Участник многочисленных театральных фестивалей, режиссерских лабораторий. Резидент театральной лаборатории «Бэби - Лаб» (Москва).

 

Псковский академический театр драмы впервые приглашает зрителей от полутора лет на бэби-спектакль «Год жирафа», который поставила Александра Ловянникова, режиссер и художник. Мы встретились С Александрой накануне премьеры и поговорили о спектакле и  о бэби-театре.   

- Александра, впервые в нашем театре ставится спектакль для очень маленьких зрителей. Расскажите о направлении «бэби-театр», как оно возникло, откуда оно пошло? Наверное, как всегда из Европы?

- У нас в России тоже много занимались детским театром для  разного возраста, просто так сложилось, что активно бэби-театром в Европе стали заниматься примерно лет 30 назад,  как раз в то время в России было не до бэби-театра. И всех, у кого бэби, интересовали другие вопросы.

- Чем детей прокормить.

- Да-да. А не то, куда их сводить. Поэтому там это направление развивалось, а у нас оно как-то просело.

-  Детский театр у нас всегда был на  особом попечении государства,  а в Европе нет  понятия «детский театр», но там почему-то возникает  направление «бэби-театр», а у нас нет.

- Мы создали первый в мире музыкальный детский театр - театр Натальи Сац. В Европе другая система, у них нет такого количества государственных театров, как у нас, но у них довольно много частных компаний. И у них  другая система финансирования, то есть нас довольно сложно с ними сравнивать. Но при этом у них есть театры, которые занимаются только спектаклями для детей. Они не называются ТЮЗами, но у них есть объединение театров для детей, например, АССИТЕЖ, которое занимается организацией фестивалей и профессиональным общением.   Или, например, у них есть объединение, если я не ошибаюсь, «Small size theater» – театр маленького размера, как раз для тех театров, которые занимаются спектаклями для самых маленьких.

- Мне интересно, как вы начали заниматься именно этим направлением?

- Первый бэби-спектакль я поставила в московском  театре «Домик Фанни Белл» в 2013 году. Мой спектакль «Я делаю мир» положил начало постановкам  для самых маленьких в этом театре. В этом спектакле мы создавали весь мир из бумаги.

- Вы получили прекрасное театральное образование режиссера и художника, такой  замечательный сплав, что для «бэби-театра» очень полезно.

- Я училась на первом экспериментальном курсе сценографа и режиссера  Дмитрия Крымова и режиссера Евгения Каменьковича, которые учили вместе  режиссёров, актёров и сценографов.  Дмитрий Крымов, который успешно занимается театром художника, получает за свои спектакли награды, ездит на фестивали, он и нас очень сильно двинул в  сторону театра художника.

- Вы этим увлеклись, ещё учась?

- Естественно. У нас уже на курсе было какое-то количество спектаклей. Один наш спектакль ездил в Нью-Йорк. Мы его в Watermill-центре Боба Уилсона доделывали, потом показывали в Нью-Йорке. Естественно, это не могло на нас не повлиять. Очень здорово, что именно такой сплав  двух разных мастеров как раз и дал нам какую-то уникальность.

- Хорошее слово «уникальность». Вот действительно уникальный  бэби-театр. Но в чём его особенность? Что в нём есть такого, чего нет в обычном театре для детей?

- Уникальность театра в том, что он даёт  такие впечатления, которые можно получить только в театре. У нас в спектакле участвует живой музыкант, это Егор Бурыкин, который сопровождает действие звуками, видно, как рождаются эти звуки. Нет сцены, маленькие  зрители сидят на том же полу, на котором играют актёры. А самое главное – наш спектакль ещё и импульс для родителей с детьми, который подталкивает их к творчеству и к совместной игре. Когда родители видят, что если вырезать двести жёлтых листьев с ребёнком, ими будет очень здорово кидаться или то, что крахмал озвучивает снег – это то, во что можно весело играть дома.

- Зрители бэби-театра смотрят спектакли как зрители или всё-таки уже играют в театр вместе с актёрами.

- В спектакле  две части: одна часть, где зритель смотрит именно как зритель, как в настоящем взрослом театре, а во второй части это будет совместная игра с детьми. 

- Какие правила поведения в таком театре и для актёров, и для зрителей?

- Скорее, рекомендации, чтобы комфортнее смотреть спектакль, мы советуем их соблюдать. У нас на полу есть белая линия, которая обозначает сцену и которую не надо пересекать, потому что во время спектакля, когда ребёнок видит что-то очень интересное, ему, конечно, хочется подойти и пощупать это, но у нас не в каждый момент это можно делать. Или, например, ребёнок почему-то заплакал, то можно спокойно выйти, успокоить его и вернуться обратно, что в обычном театре  довольно непросто. У нас разрешается разговаривать шёпотом на спектакле, чтобы объяснить ребенку происходящее.

- Бэби-театр ближе к педагогике или  к театру?

- Нет. Это именно театр. Мне кажется, любой театр, даже взрослый, с элементами педагогики. После любого спектакля ты выходишь, и у тебя возникают какие-то мысли в голове. В бэби-театре есть те же самые приметы, как и в театре для взрослых. Есть выставленный свет, есть декорации, есть реквизит, есть костюмы, есть актёры, есть музыканты – всё  как в театре для взрослых, просто размер немного уменьшен. И всё это накрыто шатром, чтобы мы почувствовали себя как в детстве, когда накрывались одеялами и сидели «в домике».

- Все ли актёры могут участвовать в таком спектакле или надо  иметь  специфические качества?

- Любовь к детям, конечно, умение с ними общаться. У нас в спектакле играют прекрасные молодые актёры – Камиль Хардин, Дарья Чураева, у Анны Шуваевой есть уже ребёнок.

- К особенностям исполнителей может быть отнесено, что актёр не может прикинуться, соврать, ему нужно искренне существовать в спектакле?

- Да, самое главное для актёров бэби-театра – искренняя заинтересованность в окружающем мире, в принципе похожая на заинтересованность в окружающем мире ребёнка.

- То есть актерам надо  просто войти  в  реку детства и вместе с малышами заново открывать для себя понятия, которые им давно  известны?

- Совершенно верно.

- Особый язык  существует для таких постановок?

- Спектакли для самых маленьких абсолютно разные: музыкальные спектакли, балеты, современный танец.  У нас  история про жирафа,  проживающего времена года, которые в России очень сильно отличаются друг от друга, что необычно для африканского животного. Жираф - игрушка, которая может быть дома у любого ребёнка. Получается, что и ребёнок и взрослые понимают, как интересно и разнообразно можно играть с одной обычной куклой. Особенно, если дома у вас есть синяя тряпка, которая вдруг может стать рекой или морем.

- Как вы думаете, есть будущее у бэби-театра в России?

- Сейчас бэби-спектакли действительно появляются в разных городах, значит, есть на них запрос, они нужны родителям в разных городах.  В Москве, например, если родители идут на бэби-спектакль, то потом они просят еще. Есть  фестиваль бэби-спектаклей «Кукуся», в Минске бэби-театр «Бусы», в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Томске,  Тюмени, в Алматы прошла лаборатория по бэби-театру. А теперь и во Пскове…

- Как вы думаете, Александра, вашему тезке Пушкину  понравился бы бэби-спектакль?

- Конечно, понравился бы. У человека, столько всего придумавшего – и  кота ученого и русалку на ветвях и столько занимательных сказок, наверняка, нашлась бы фантазия и для нашего бэби-театра.

- Спасибо за интервью. Пожелаем удачи нашему первому бэби-спектаклю «Год жирафа» в Пскове!

 

Беседовала завлит Любовь Никитина

Дата публикации: 3 мая 2018

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
4 апреля 2024
19:00
четверг
18+

«Сережа очень тупой»

Малая сцена