Курс Актерское искусство Российский государственный институт сценических искусств
Наш тег в соцсетях: #drampush

Военные дороги актеров Псковского театра

     За полгода до начала Великой Отечественной войны Псковский драматический театр принимал участие в смотре театрально-музыкального искусства Ленинградской области. На суд зрителей и жюри был представлен спектакль «Фельдмаршал Кутузов» по пьесе Соловьева. Для областного театра, ограниченного в технических средствах и актерских кадрах, это был смелый шаг, тем более, что пьеса об эпопее 1812 года шла в обеих столицах -  в театре Ленинского комсомола, в театре имени Вахтангова. Однако,   патриотический спектакль о замечательном полководце и подвиге русского народа получил высокую оценку жюри,  отмечавшем «высокую культуру актерской игры», «содержательность режиссерского замысла», «глубокое понимание событий эпохи». По итогам смотра Псковский театр занял 1 место среди театров Ленинградской области, а его художественный руководитель В. Н.Лебедев, актеры Леонтьев (Кутузов) и Богданова были удостоены звания «Заслуженный артист РСФСР».

     Окрыленная успехом, труппа театра в июне 1941 года выехала на гастроли в Вологду. Театр показывал свой репертуар: спектакли «Фельдмаршал Кутузов», «Полководец Суворов», «Обрыв», «Таня». «Звезда Севильи»… Известие о войне застало  врасплох. Художественный руководитель театра и часть актеров прямо из Вологды отправились на фронт. Владимир Николаевич Лебедев  записался в ряды ленинградского народного ополчения и сразу получил  контузию.

     Из воспоминаний Лебедева: «17 сентября 1941 года. Я командую батальоном, который занял позиции в Екатерининском парке города Пушкина. В этот день я был тяжело ранен. Сознание вернулось только через три дня. Ленинград. Эвакогоспиталь на улице Плеханова. Это бывшая школа. После многих дней отступления с непрерывными боями, грохотом снарядов, бессонных  ночей, постоянных контратак поражает госпитальная тишина. Она везде и во всем. Я плохо слышу. Голова по-прежнему тяжелая. На глазах черная повязка, не могу смотреть, все двоится. Как только приподнимаюсь, начинает тошнить. Мне предписан полный покой, никаких движений. Я наслаждаюсь этой странной, необычайной для меня тишиной. Однообразие хорошо организованной жизни госпиталя нарушают воздушные тревоги. Тогда все, кто может ходить, спускаются в бомбоубежище. Меня не трогают. Я продолжаю лежать, прислушиваясь к отдаленным разрывам зенитных снарядов. Кажется, это было 22 сентября. В палате какая-то девушка читала «Полтаву». Она читала по-школьному звонким, почти детским голосом, «с выражением». Опять тревога! В этот день уже четвертая или пятая. Девушка продолжала читать:

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над павшим строем свежий строй…

     В стихию пушкинских стихов врывается страшный грохот и треск. Пол дрогнул, как во время землетрясения. Чувствую острую боль в плече. Срываю повязку. Койка моя наполовину засыпана кирпичами и известкой от отвалившейся частью стены и потолка. Пыль и дым. Вижу нормально. Бомба взорвалась где-то рядом. Сосед по койке засыпан совсем, только одна рука его с пальцами, собранными в кулак, кому-то угрожает. Стол опрокинут. Около него лежит хорошенькая девушка, почти еще девочка. Подхожу к ней и стараясь улыбнуться, говорю глупую фразу: «Вот вам и товарищ Пушкин…» Она смотрит на меня полными ужаса глазами. Тут же томик Пушкина. Несколько страниц судорожно зажаты маленькими пальчиками. На страницах кровь. Не знаю, как ее звать и кто она. Просто читала раненым бойцам Пушкина и погибла, как солдат. Смерть и на этот раз обошла меня.  Томик Пушкина я взял себе и до сих пор храню.»

      Выписавшись из госпиталя, режиссер Лебедев  поступил в Театр народного ополчения. Жизнь этого театра была непродолжительной, но по-военному активной. Впоследствии он был передан в ведение Дома Советской Армии и назывался «Фронтовым агитвзводом». Лебедев стал режиссером этого театра. В короткие сроки была выпущена пьеса Н.Симонова «Русские люди», только что напечатанная в газете «Правда». Патриотизм и высокое мастерство актеров ни у кого не вызывали сомнений. Играли В.Вадимов, В.Усков,  Е.Копелян, Н.Корн, С.Коваль и другие актеры. Театры эвакуировались. Из оставшихся артистов и режиссеров в 1943 году в Ленинграде был создан «Блокадный театр». Лебедев с группой артистов «Фронтового агитвзвода» активно включился в работу по созданию нового репертуара: «Олеко Дундич», «Обрыв», пьесы Н.Островского, новые советские авторы. В 1946 году Лебедев вернулся в восстановленный Псковский театр главным режиссером.

Интересна военная судьба артиста Алексея Ивановича Алексеева, в 50-70-е годы игравшего на псковской сцене. В 1942 году его, умиравшего от голода, вывезли из блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. Потом он оказался в театре Ленсовета, который возглавлял известный советский режиссер С.Э.Радлов. Они играли  в Пятигорске, пока город не заняли немцы. Изможденные блокадой артисты не смогли уйти из города пешком, а другой возможности не было. Им пришлось работать и в оккупации.  Потом немцы перевезли их в Запорожье. Алексей Иванович сочинил стихи о тех годах:

Всюду слышишь «данке», «битте»,

Подступает к горлу ком.

Все любимое забыто?

Полетело кувырком?

Заревешь от боли, братцы,

Если прошлое любил.

Долго ль нам еще скитаться

Без руля и без ветрил?

     А скитаться артистам пришлось долго. Отступая, немцы увезли с собой и «драгоценный трофей» - радловский театр. В октябре 1943 года они оказываются в Берлине, разбившись на  группы, играют спектакли в Германии и Франции. Алексей Иванович был в одной из французских групп, потом он работал в Париже на радио и даже снялся в фильме. Радлова обманным путем вызывают в Москву и тут же арестовывают, остальных «отлавливают» и тоже переправляют в Россию. В 45-м и Алексей Иванович вернулся в Ленинград, но оставаться здесь он уже не имел права. Ленинградский режиссер В.Н.Лебедев позвал его в Псковский театр, где он  с 46-го по 49-й годы играл на нашей сцене. Военное  «европейское турне» и работа в оккупации не сошли с рук артисту: в 50-м его арестовали  и сослали в Каргополлаг МВД Архангельской области. Такая же судьба постигла многих артистов и самого Радлова. Алексей Иванович на судьбу не роптал, имел даже «лагерные грамоты» за достижения в работе завклубом. Был освобожден в 1957 году по амнистии со снятием судимости. В 54 года он начал новую жизнь опять в Псковском театре, где и проработал до самой смерти в 1980 г.

     Сыгравший на псковской сцене более ста ролей, заслуженный артист РСФСР Виктор Дмитриевич Лукин войну встретил в Выборге, с концертной бригадой выступал на Ленинградском фронте.

     Артист Иван Иванович Голышев призвался на военную службу в 1939 году и до 1946-го не снимал шинель. Лейтенант Голышев воевал на передовой и за боевые заслуги награжден тремя орденами и пятью медалями.

     Героиня псковской сцены 50-60х годов, заслуженная артистка РСФСР Любовь Петровна Деримарко в военные годы, работая на Дальнем Востоке много выступала в концертах, исполняла романсы. Незабываемыми остались концерты на военных кораблях перед моряками, уходившими в бой. Маленькая изящная артистка вдохновляла и наполняла любовью сотни мужских сердец. Огромная ее популярность в те годы сродни была той, что имела К.И.Шульженко. Кстати, Любовь Петровна была с ней знакома, а с ее мужем, известным куплетистом В.Коралли, неоднократно работала в сборных концертах.

     Возглавлявший Псковский театр в 60-е годы режиссер Леонид Викторович Луккер прославился своим спектаклем «Дочь России», в котором действовали вожди пролетариата Маркс и Энгельс, успешно воплощенные псковскими артистами. В военные годы он руководил Николаевским театром. Следуя патриотическому почину, коллектив театра на личные сбережения и средства, заработанные дополнительными спектаклями, построил самолет «Николаевского театра Чкалова». Было собрано 120 тысяч рублей, лично Луккер внес 2 тысячи рублей.

     Заслуженный артист РСФСР Юрий Валентинович Пресняков в годы войны танцевал в балете и в оперетте, участвовал в театре миниатюр во фронтовых бригадах. Потом немцы угнали его в  Германию, где Юрий выступал в концертной бригаде по обслуживанию трудовых лагерей русских рабочих, пока не освободили советские войска.

     «Псковский Карл Маркс»,  заслуженный артист РСФСР Николай Степанович Крицкий играл в Воронежском театре, в войну с бригадой артистов выступал перед бойцами в полевых госпиталях Его зрители порой не могли аплодировать из-за своих ранений, и стучали алюминиевой кружкой или костылями, выражая свою благодарность.

     Артист Борис Афанасьевич Фомичев на войне был сапером. В сентябре 1941г.  ранен под Смоленском. Наши с боями отступали, последние зенитки проскочили через мост, который подрывная команда должна была уничтожить. Все  проверив,  майор Захарченко и солдат Фомичев возвращались на свою позицию, как вдруг блеснуло под ногами, и Борис уже не помнил, как тащил его майор, как оперировали, как немцы бомбили госпиталь. Очнулся молодой сапер уже в палате. Прошло больше года, прежде чем бесчувственные ноги научились ходить. Осколок в позвоночнике остался навсегда. Так в 41-м началась и закончилась для солдата Фомичева война.    

     Вспоминает артист Михаил Сергеевич Иванов: «Когда началась война, мы думали – временно, а оказалось… Помню как сейчас, 18 февраля  была страшная бомбежка. Наши бомбили город, жуть эта длилась сутки, думали, что не выживем, потом отсиживались в подвалах Мирожского монастыря.  Немцы случайно наткнулись  на нас и поставили к стенке церкви. Уже взвели курки, да один солдат отвернулся прикурить, а тут на крыльцо вышел офицер, посмотрел на весеннее небо, вдохнул мартовского воздуха и решил, что не надо кровь проливать в такой чудесный день. Я понимал по-немецки. Так мы попали в лагерь. На литовском хуторе, где батрачили, отец умер от разрыва сердца. Вырыл я яму под большой сосной, обложил ее снопами и похоронил отца…А меня повезли дальше. За сутки перекинули от Балтики к снежным Альпам. Батрачил в Австрии, пока не освободили американцы, перебежал к нашим, попал в лагерь. Начальнику лагеря нравилось, как я на аккордеоне играл, за это и домой побыстрее отпустили. Аккордеон помог и в Пскове устроиться  в молодежный  ансамбль песни и танца. На первых же гастролях познакомился с будущей женой – артисткой Миррой Горской. В начале 50-х нашу семью пригласили в труппу Псковского театра.»

Во время Великой Отечественной войны в 1943 году начала свою сценическую деятельность заслуженная артистка РФ Мирра Александровна Горская. Тогдашняя ученица  хореографической школы,  она с пятнадцати лет выступала в концертах для раненых солдат в госпиталях, была артисткой балета Ленинградского театра оперетты. Награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период ВОВ 1941-1945гг.» И по сей день  Мирра Александровна выступает на сцене Псковского театра,  готовится встретить свой юбилейный  день рождения –  90 лет!  

Текст: Любовь Никитина

Сегодня труппа Псковского театра драмы в память о событиях той страшной войны готовит новый спектакль «Усвятские шлемоносцы». Премьера состоится 22 июня, в день, когда началась Великая война. Подробнее на сайте театра

 

Дата публикации: 6 мая 2017