«Никошенька. Петербургский дебют» - прекрасный образец литературного театра

Создатели спектакля смогли приоткрыть завесу тайны неуловимого таланта Гоголя и поведать зрителям историю о неизвестном и настоящем, внутреннем мире великого писателя.

    Спектакль «Никошенька. Петербургский дебют», творческого объединения «Цех свободных художников», поставлен по письмам и произведениям Николая Гоголя. Зрители XXIII Пушкинского фестиваля увидят эту постановку 7 февраля, в 18:00, на малой сцене Псковского драмтеатра.

    

    Спектакль режиссера Екатерины Ханжаровой о юности Гоголя — прекрасный образец литературного театра с его непременной атрибутикой: ограниченное количество действующих лиц (всего трое: Никошенька, его мать и некий «петербургский франт»), минимализм в декорациях (верстовой столб, чемодан и деревянное колесо — символы жизненного пути вообще, и в частности Гоголя). Каждый предмет многофункционален и многократно обыгрывается: колесо — это и знак дорог, по которым жизнь несет Никошеньку, и символ судьбы писателя, которая покатит его, неумолимо потащит за собой. Полосатый столб отмеряет версты судьбы Гоголя, символизирует его жизнь в пути и служит конечной точкой — знаком чиновничьего, холодного, не пригодного для оседлости Петербурга. Здесь гостят, куролесят, работают, достигают высот и ниспровергаются, но жить здесь после теплой, мягкой и ароматной родной Полтавской губернии невозможно. Чемодан — третий символ обреченного на дорогу и кочевую жизнь писателя.

  Персонаж Андрея Чулкова — петербургский франт — прекрасный образец существования в жанре литературного театра: он замыслен писателем (Виктор Бугаков) и воплощен актером причудливо и мозаично. Это собирательный, быстро трансформирующийся персонаж, с одной стороны, предельно бытовой — прохожий на Невском, сосед по квартире, приятель по перу, — но в то же время мистически единый во многих лицах. Потому что для одуревшего от свободы, европейскости и соблазнов столицы Никошеньки все эти встреченные фигуры, принимавшие не очень-то искреннее и совсем не благотворное участие в его судьбе, в конце концов сливаются в одну демоническую фигуру. В некоего беса, который играет им, водит его по своему бесовскому усмотрению. Чулков виртуозно перепрыгивает из одного образа в другой и всегда как бы подмигивает зрителю, давая понять, что он все тот же черт, что попутал парня из Полтавской губернии, будущего великого писателя.

   Юный Гоголь в исполнении Виктора Бугакова непередаваемо трогателен и беззащитен, и в то же время — это бесспорно Гоголь. Он не «правильный хороший мальчик», он — мальчик на грани. Эта грань еще прелестного юношеского воодушевления уже грозит перейти в болезненность, но пока еще сохраняет очарование и юмор. В существовании актера есть что-то неуловимое для взгляда многоопытного критика: как работает замечательный характерный актер Андрей Чулков, нам понятно; что делает на сцене тонкая, акварельная актриса Александра Мамкаева — можно уследить; но как достигает такой убедительности Бугаков — неясно. Есть что-то надличностное и не имеющее отношения к профессии, а только к личности актера, что делает этого Гоголя — Гоголем. И хочется поверить в него, в то, что так все и было, что существовал этот возвышенный, нелепый, глубокий и уже чуточку сумасшедший юноша, который потом перерос (так понятно, отчего) в страшноватую и трагичнейшую фигуру русской литературы.

                                                                                              Виктория Аминова «Петербургский театральный журнал»

Своими мыслями по поводу роли делится актер Театра «Цех» Андрей Чулков.


   «В «Никошеньке» я играю молодого франта, а если иначе - дьявола, который искушает молодого Гоголя, только-только переехавшего в Петербург. Представьте себе масштаб, многоликость этого персонажа и поймете, что каждый актер, получивший подобную роль стоит перед одним основным вопросом: "Как уловить то главное, ту сущность, которая просвечивает сквозь все его маски?"

     Стоит ли прочесть что-то конкретное перед спектаклем? Наиболее сильно коррелирует с темой «Никошеньки» гоголевский «Портрет». Но даже незнакомый с творчеством писателя зритель сможет понять историю, которая будет разворачиваться на сцене."

«Никошенька. Петербургский дебют», 7 февраля, 18:00, Малая сцена.

режиссёр — Екатерина Ханжарова

художник — Екатерина Никитина

автор композиции — Виктор Бугаков

исполнители — Александра Мамкаева, Андрей Чулков, Виктор Бугаков.

Продолжительность 1 час 50 мин без антракта.

Для зрителей 12+.

Заказ билетов на сайте театра, телефон кассы 72 80 22.

Дата публикации: 22 января 2016

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена