«Полная свобода формы ради проявления смысла»

Пять вопросов для режиссера Петра Шерешевского

6 февраля на Большой сцене Псковского драмтеатра будет показан спектакль «Маленькие трагедии» Петра Шерешевского.  Премьера состоялась в декабре 2014 года, но этот спектакль уже стал одним из самых обсуждаемых культурных явлений в родном для театра Ижевске.

Накануне приезда в Псков режиссер рассказал, что значит для него Пушкин и почему участие в XXII Пушкинском фестивале важно для Государственного русского драматического театра Удмуртии.

Петр Шерешевский

- Петр, скажите, почему выбор пал именно на Пушкина?
- Его язык и поэтика – ёмкие и всеобъемлющие, выводящие на некое надмирное обобщение. Соприкосновение с текстами Пушкина позволяют выйти на высокий уровень обобщения и осмысления человеческой природы, и вообще цивилизации… При этом в них заложена мощная энергия, позволяющая держать ритм, поддерживать в зрителе постоянное напряжение.

Сцена из спектакля «Маленькие трагедии»

- Лично Вы узнали что-то новое для себя о Пушкине в ходе работы над спектаклем?

Работа с текстами Пушкина позволяет каждый день открывать что-то новое в себе. Это некий катализатор, заставляющий взглянуть на окружающий мир и себя в нем под новым углом.

Сцена из спектакля «Маленькие трагедии»


 - Какие идеи Пушкина наиболее актуальны сегодня?
- Полная свобода формы ради проявления смысла. По сути, Пушкин – первый «постмодернист», свободно пользующийся любыми контекстами, вольно затевающий литературные игры и мистификации, вольно обращающийся с цитатами. Результат этой свободы, «вольного дыхания» - жизнь, бьющаяся в каждой его строке. И через двести лет его тексты производят впечатление, будто написаны сегодня.

-  О чём спектакль «Маленькие трагедии» для Вас?
- Пушкин создал гениальные в своей лаконичности пьесы-притчи: «Каменный гость», «Скупой» и «Моцарт и Сальери». Действие их отнесено в далекие для самого Александра Сергеевича времена. Но при соприкосновении с ними не избавиться от ощущения их непреходящей современности.

Сцена из спектакля «Маленькие трагедии»


В каждой из них речь – о тщетном и ошибочном поиске смысла бытия. О том, что ни деньги, ни искусство, ни азарт любовного охотника не способны дать ответ на простой детский вопрос: «Ради чего я появился на свет?» И человек, уверовавший в собственную неуязвимость, выбравший себе фетишем, смыслом существования любую из этих «ценностей», неизбежно приходит в тупик. Сталкиваясь с роком, с собственной конечностью, с потолком возможностей.
Мы сознательно опрокидываем действие этих притч в сегодняшний день. Современные ритмы, музыка, интерьеры, одежды… Чтобы дать ощутить зрителю, что все это могло произойти и с ним. Сегодня, здесь, сейчас. И происходит. Что времена меняются, а человек до сих пор слаб и беззащитен перед силами рока. И так же, как и тысячу лет назад каждый сам должен найти свой путь, свой ответ на вопрос о смысле жизни.
-  Что для вас значит участие в Пушкинском фестивале ?
- Наш Ижевский театр много лет был в стороне от общероссийского театрального процесса, «варился в своем соку». Для нас очень важно изменить эту ситуацию, участвовать в фестивалях, гастролировать. Обмениваться творческим опытом. Видеть происходящее в других театрах и показывать свои спектакли. Это дает новое дыхание, ощущение нужности, и свежие творческие идеи. Пушкинский фестиваль – один из первых и очень важных для нас шагов на этом пути.

НАША СПРАВКА

Петр Шерешевский родился 29 мая 1972 года в Ленинграде.

В 1996 г. окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по кафедре режиссуры (мастерская профессора И. Б. Малочевской). В 1997—1999 годах работал режиссёром в театре имени В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург). В 2004 году стажировался в студии при национальном театре Лондона. В 2005 году стажировался у режиссёра Сергея Снежкина на кинокартине «Мечта» (объединение «Бармалей»).

В 2010—2011 гг. — главный режиссёр Новокузнецкого драматического театра.

С ноября 2014 г. - главный режиссер Государственного Русского Драматического театра Удмуртии (Ижевск).

Автор пьес (некоторые опубликованы под псевдонимом Семен Саксеев): «Блямс, или Трехмерные Микки Маусы», «Диоскур», «Вчера, или Шестое доказательство существования Деда Мороза», «Как ты belle...».

Режиссер-постановщик и автор сценария художественного фильма «Прянички». Автор киносценариев: «Диоскур», «Пирсинг», «Блямс, или трехмерные Микки Маусы», «Без меня меня женили».

Дата публикации: 26 января 2015

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена