Программа лекций и творческих встреч XXII Пушкинского фестиваля
Вход на все мероприятия бесплатный
В рамках XXII Пушкинского фестиваля в Псковском драмтеатре пройдут открытые лекции и творческие встречи с известными российскими режиссерами, писателями и театральными критиками. Все мероприятия будут проводиться в Медиа-холле (административное здание театра, 3 этаж). Пожалуйста, уточняйте время начала лекций по телефону 72-80-22.
7 февраля, 15:00, Медиа-холл
Виктор Ерофеев
Лекция «Из чего мы состоим»
Виктор Ерофеев- писатель, литературный критик, ведущий программы «Апокриф» на телеканале «Культура».
Окончил филологический факультет МГУ и аспирантуру Института мировой культуры. Кандидатская диссертация «Достоевский и французский экзистенциализм» вышла в США отдельной книгой. В 1979 году за организацию в самиздате альманаха «Метрополь» был исключен из Союза писателей. До 1988 году в СССР его книги не издавались.
Самый знаменитый роман Виктора Ерофеева - «Русская красавица». Рассказ Ерофеева «Жизнь с идиотом» лег в основу оперы композитора Альфреда Шнитке. Широкую известность получили книги: «Мужчины» (1997), «Русские цветы зла» (1999), «Хороший Сталин» (2004). Книга «Хороший Сталин» переведена на 20 языков, а также печаталась в главной газете Германии каждый день в течение сорока дней. Экранизировать книгу собирается Голливуд.
Виктор Ерофеев — член Русского ПЕН-центра. Лауреат премии имени В. В. Набокова (1992), кавалер французского Ордена литературы и искусства (2006).
8 февраля, 15:00, Медиа-холл
Ирина Алпатова, Наталья Каминская
Круглый стол «Классика в контексте современного театра»
Ирина Алпатова- кандидат искусствоведения, театровед, обозреватель журнала «Театрал», член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска», руководитель театроведческого курса ГИТИСа.
Наталья Каминская- театровед, театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, редактор-составитель журнала «Сцена», член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска».
9 февраля, 15:00, Медиа-холл
Лев Лурье «Псковские крестьяне в старом Петербурге»
Лев Лурье- российский историк, петербургский краевед, писатель, журналист. Кандидат исторических наук.
В 1989 г. основал первую в новой России Петербургскую классическую гимназию (школа № 610), где до сегодняшнего времени преподает историю и работает завучем. Автор более 100 научных статей по русской истории XIX – начала XX века (краеведение, история «Народной воли», историческая социология) и книг: «Аптекарский остров» (с В.И. Грибановым) (1986), «Язвы Петербурга» (1990), «Дом Мурузи» (с А.В. Кобаком), «Реальный Петербург» (с Д. Губиным и И. Порошиным), «Петербург. Путеводитель».
В 1991-1993 годах был профессором русской истории в американских колледжах.
С 1995 г. – пишущий журналист (журналы: «Сеанс», «Пчела», «Pulse», «Карьера-Капитал», «Коммерсантъ», «Календарь»), а с 2002 г. Лев Яковлевич становится редактором журнала «Квартальный надзиратель» (Издательский Дом «Собака.ру»).
С начала 90-хх работает на телевидении. Сценарист 57-серийного сериала «История одного события» – на РТР и ведущий телепрограмм: «Лабиринты истории», «По сравнению с 1913 годом» на 5-ом канале; «Булат и злато» – на ТВЦ).
С 2000 года ведет передачи на радио «Эхо Петербурга».
Четырежды побеждал в конкурсе петербургских журналистов «Золотое перо», обладатель «Анциферовской премии» за лучшее исследование истории Санкт-Петербурга.
10 февраля, 15:00, Медиа-холл
Борис Голлер
Лекция «О композиции Евгения Онегина»
Борис Голлер - прозаик, драматург, эссеист. Выпускник Ленинградского инженерно-строительного института.
Первую пьесу «Десять минут и вся жизнь» (написана в конце 1950-х гг.) собирались ставить Олег Ефремов и Анатолий Эфрос ,но не получили разрешения. В 1968 была поставлена пьеса «Модель 19—68» (авторское название «Семь примечаний к истории молодого человека») в Ленинградском ТЮЗе (режиссура З.Я Корогодского и Л.А. Додина).
В 1969 году по предложению ЛенТЮЗа начал работу по инсценированию для театра романа «Евгений Онегин» Пушкина. С тех пор и по сей день все главные творческие интересы автора лежат, в основном, в области истории и культуры России первой трети XIX века: декабристско-пушкинско-лермонтовской поры.
В конце 1970-х гг. спектакль по пьесе «Сто братьев Бестужевых», поставленный труппой студенческого театра ЛИИЖТа «Studio» в 1975 году (режиссер В. Малыщицкий), имел особый успех на международных и российских фестивалях. После чего на базе этого самодеятельного театра – был создан в Ленинграде новый профессиональный – Ленинградский государственный Молодежный театр (ныне Театр на Фонтанке).
В 1986-м году сборник пьес драматурга, готовившийся к печати издательством, был снят с подготовки тогдашним ленинградским руководством, и пьесы впервые появились в печати только в 1989-м, уже в разгар «перестройки», в общелитературных журналах.
Кроме жанра драматургии, с 1986 года и по сей день автор работает над эссе-исследованиями по тематике русской литературы и истории XIX века. Занимается преподавательской работой. С 1989 года с перерывами и до последнего времени преподавал в Петербурге в Академии театрального искусства на курсах мастеров проф. Л. А. Додина и проф. В.М. Фильштинского.
В настоящее время руководит мастерской драматургии при Санкт-Петербургском Доме писателей. Член союза писателей с 1988г.
10 февраля, 20:30, Большая сцена
Вениамин Смехов
Открытая лекция «Поэтический разговор»
Вениамин Смехов - российский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, литератор, лауреат Царскосельской художественной премии (2009 г.).
В кино Вениамин Смехов начал сниматься с 1968 года, сыграв свою первую роль в фильме Евгения Карелова «Служили два товарища», а известность приобрёл после главной роли в телефильме «Смок и Малыш», снятом по рассказам Джека Лондона. Слава пришла к актёру после фильма Г.Юнгвальд-Хилькевича «Д'Артаньян и три мушкетёра», в котором он сыграл Атоса. Хотя в последующие годы Вениамин Смехов снимался не слишком часто (из киноработ можно упомянуть «Ловушку для одинокого мужчины» и «Ключ»), он с успехом выступал в иных ипостасях: по собственной пьесе «Али-Баба и сорок разбойников» написал сценарий музыкального телефильма, опубликовал ряд художественных и публицистических книг: «Служенье муз не терпит суеты», «Таганка. Записки заключённого», «Живой и только».
С начала 1990-х годов Вениамин Смехов ставит в качестве режиссера драматические и оперные спектакли в Москве, Таллине, Ташкенте, в Израиле, США, Чехии. В последнее время преподаёт актёрское мастерство в университетах США.
11 февраля, 16:00, Медиа-холл
Видеопоказ спектакля «Золотой петушок» и творческая встреча с режиссерами Камой Гинкасом и Генриеттой Яновской
Спектакль Золотой петушок в МТЮЗе – это не классическая опера Римского-Корсакова, а авторская постановка Камы Гинкаса, которая стала одним из лучших творений этого выдающегося режиссера.
В 1999 году Кама Гинкас был назван лучшим режиссером за спектакли «Золотой петушок» и «Пушкин.Дуэль.Смерть» на московском театрально-телевизионном фестивале «России первая любовь…», посвященном 200-летию со дня рождения Пушкина. Арина Нестерова, сыграв Царя Додона в «Золотом петушке», получила приз за лучшую роль.
Кама Гинкас- российский театральный режиссер. В шестинедельном возрасте вместе с родителями был заключён в Каунасское гетто. Через полтора года семье Камы Гинкаса удалось бежать из гетто, скрываясь у знакомой литовской семьи до освобождения города.
Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс Товстоногова) в 1968. Был режиссером в красноярском Театре юного зрителя им. Ленинского Комсомола. В Ленинграде поставил «Монолог о браке» (Театр комедии, 1973 г.) и моноспектакль Гвоздицкого «Пушкин и Натали» (1979 г.).
С 1981 Гинкас работал в разных московских театрах («Пять углов», Театр им. Моссовета, «Вагончик», МХАТ, «Гедда Габлер», Театрр им. Моссовета, Блондинка«, ГИТИС, 1985, «Тамада», МХАТ и др.). С 1989 Кама Гинкас — режиссер Московского театра юного зрителя («Записки из подполья», «Казнь декабристов», «Золотой петушок», «Дама с собачкой», «Медея» и др.).
В 1998 Гинкас поставил моноспектакльТабакова «Комната смеха» (Театр-студия Олега Табакова). Тяготеющий к нестандартным, подчас спорным решениям, в том числе спектаклей по произведениям отечественной классики (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов), Гинкас поставил также ряд спектаклей в Финляндии и Германии.
С 1989 к Гинкасу приходит международная известность. Его работы за рубежом: «Палата № 6» (Шведск. театрр «Лилла», Финляндия, 1989), опера Кобекина «НФБ» по «Идиоту» Достоевского (Церковь в г. Локкум, Германия, 1995), «Жизнь прекрасна. Утро» (по «Даме с собачкой» А. П. Чехова) (театр Пикку-Лиллак, Хельсинки, 1995), «Макбет» (Городской театр Хельсинки, 1996), «Чайка» (актерский курс Шведской театральной академии, Хельсинки, 1997).
Профессор Школы-студии МХАТ.Народный артист Российской Федерации (2003). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997).Лауреат Государственной премии РФ (1999), театральной премии им. К. С. Станиславского (2008; совм. с Г. Яновской), премии М. Туманишвили «За совершенство в искусстве», премий «Триумф», «Золотая маска», «Чайка», «Хрустальная Турандот», премии «Человек года» Федерации еврейских общин России.
Генриетта Яновская- российский театральный режиссёр. Окончила ЛГИТМИК (курс Г. Товстоногова). Дебютировала в Ленинграде спектаклем "Варшавская мелодия" Л. Зорина.
Большое влияние на формирование режиссерской индивидуальности Яновской оказали спектакль П. Брука «Король Лир» У. Шекспира и его лекции (1964).
Два года (1970-72) работала в Красноярском ТЮЗе, который возглавлял Кама Гинкас, затем возвратилась в Ленинград, где во второй половине 1970-х годов руководила театром «Синий мост». С 1984 г. работает в Москве. В 1987 году возглавила Московский ТЮЗ.
Ее первая постановка в МТЮЗе — "Собачье сердце" по М. Булгакову — изменила судьбу, имидж театра. Спектакль стал одним из значительных явлений сезона 1986-1987, открытием «театрального организма со своим особенным взглядом на мир и серьезной эстетической позицией». С этого спектакля началось сотрудничество с художником Сергеем Бархиным, который оформлял последующие спектакли Яновской.
Спектакли Генриетты Яновской неоднократно представляли отечественное театральное искусство на Международных театральных фестивалях в Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Израиле, Финляндии, Югославии, Турции, Польше.Вела мастер-классы в Великобритании и Германии.
Народная артистка РФ, заслуженный деятель искусств, лауреат премий «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», «Чайка», премии «Человек года» Федерации еврейских общин России.
12 февраля, 14:00, Медиа-холл
«О спектакле “Борис Годунов”»
Творческая встреча с режиссером Константином Богомоловым
Модератор - Андрей Пронин
Константин Богомолов- российский театральный режиссёр.
В 1998 г. окончил филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, а в 2003 г. - ГИТИС (курс А. Гончарова). Поставил около 30 спектаклей в московских театрах, в том числе «Старший сын» (2008), «WONDERLAND-80» (2010), «Лир» (2011), «Идеальный муж. Комедия» и «Карамазовы» (2013). До ноября 2013 г. являлся помощником художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова.
В 2007 г. стал лауреатом театральной премии «Чайка» за спектакль «Много шума из ничего» в номинации «Сделай шаг» за нетрадиционное прочтение классического произведения.
Сотрудничал с антрепризой «Арт-партнер XXI». В театральной среде приобрели большую популярность его капустники, которые играются на церемонии вручения премии «Гвоздь сезона». В 2011 году стал победителем зрительской премии «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссер года: новая волна» за спектакли Wonderland-80 и «Турандот». В 2012 году стал обладателем премии Олега Табакова за «оригинальное прочтение отечественной классики», в 2013 г. - премии имени Олега Янковского «Творческое открытие».
В 2014 году поставил на сцене театра «Ленком» пушкинского «Бориса Годунова», который стал самым обсуждаемым среди столичных критиков спектаклем.
Андрей Пронин - театральный критик, журналист, соучредитель и ответственный секретарь Санкт-Петербургской премии для молодых «Прорыв», программный директор фестиваля «Точка доступа». Закончил СПбГУ. Работал в журналах «Афиша. Все развлечения Петербурга», «Театральный Петербург», Time Out, «Собака.ru».
12 февраля, 21:00, Большая сцена
Встреча Петра Мамонова со зрителями сразу после спектакля «Дед Петр и зайцы»
Петр Мамонов- русский рок-музыкант, актёр, поэт.
Выпускник Московского полиграфического техникума. В 1979–1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. Лидер московского андеграунда 80-х, в совершенстве владел английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях. Работал печатником в типографии «Красный пролетарий».
В 1983 собрал рок-группу «Звуки Му», которая существует и по сей день.
Сниматься в кино он начал в 1988 году, и его первой ролью стала роль врача Артура в фильме Рашида Нугманова «Игла». В 2009 году Петр Мамонов снялся и в ремейке «Иглы», в котором приняли участие все актеры старого состава, а герой Виктора Цоя был изображен в виде нарисованного героя комикса
В начале 90-х, после первого успеха в кино, начал играть на театральной сцене. Его первый спектакль – «Лысый брюнет», затем были выпущены несколько моноспектаклей – «Есть ли жизнь на Марсе», «Шоколадный Пушкин», «Мыши плюс зелененький».
В 2012 году на сцене театра Станиславского выпущен новый спектакль «Дед Петр и зайцы», который Мамонов создавал вместе с женой и сыном Иваном.