«Сейчас в театре противостояния нет»

Народный артист России Юрий Новохижин- о первом годе работы обновленного Псковского драмтеатра

2014 год стал первым после реставрации полноценным годом работы для труппы и новой команды Псковского академического театра драмы имени А.С.Пушкина. За это время произошло много знаменательных событий, но главное- в Псковской области появился театр, у которого есть свой репертуар и сцена, техническим возможностям которого позавидуют многие театральные площадки.

Процесс становления нового театра был непростым: так, 31 марта правление псковского отделения Союза театральных деятелей (СТД) России направило за подписью секретаря отделения, народного артиста России Юрия Новохижина открытое обращение на имя губернатора Псковской области Андрея Турчака, где выражались опасения за судьбу театра в связи с приходом нового руководства- художественного руководителя Василия Сенина и директора Сергея Дамберга.

«Взят курс на уничтожение репертуарного театра», «часть труппы осталась не у дел», «снижается профессиональный уровень» -  это только часть тех обвинений, которые прозвучали в письме. 

Встреча губернатора с труппой театра. Фото: pskov.ru

9 апреля Андрей Турчак провел встречу с коллективом Псковского драмтеатра. Вместе с главой региона на встречу пришли председатель Госкомитета по культуре Жанна Малышева, секретарь Общественной палаты Псковской области, бывший руководитель Псковского драмтеатра Валерий Павлов и представители регионального отделения Союза театральных деятелей РФ.

Спустя 9 месяцев с той судьбоносной, по мнению многих, встречи, Юрий Новохижин рассказал о том, что изменилось в работе театра, как теперь работается труппе с новым руководством и чем живет сегодня региональное отделение СТД.

Жесткий и хороший опыт

- Юрий Михайлович, с момента открытия театра прошёл практически год. Как Вы оцениваете это период? Есть театр в Пскове или его все-таки «уничтожили»?

- Конечно, он есть, и это новый театр, просто он другой, необычный.  Лично для меня происходит много нового, интересного, незнакомого и непривычного. Например, я узнал, что можно поставить полноценный спектакль за один месяц.  Для меня это стало открытием, ведь мы, старая школа, как привыкли? Надо сначала «забеременеть» ролью, надо выносить ее, как дитя, прочувствовать, а этот процесс мог длиться до полугода. Я всегда считал, что роль для актера не заучивается: ты пропускаешь ее через себя, она вживается под кожу. А теперь одновременно и заучиваешь, и пропускаешь, и это безумно сложно.

Поэтому меня обескураживал новый темп: несколько недель и бац-  премьера, это требует огромных физических затрат. Однако я вижу, что и труппа стала подвижнее, это тоже правильно, главное, чтобы не выдохлись раньше времени(смеется).

Эскиз "Роберто Зукко" режиссера Ришара Брюнеля. Фото: Андрей Кокшаров

Еще одно мое наблюдение- молодежь стала интересоваться театром. Я вижу, сколько молодых приходят к нам на спектакли, это очень хорошо, без этой «новой крови», без нового зрителя театра быть не может.

- Как Вы считаете, новый темп работы сказывается на качестве спектакля? Вы ведь заняты сейчас как раз в тех постановках, которые делались очень быстро…

- Я думаю, что просто наше поколение не было готово к такому подходу. Но я вот репетировал с Ришаром (Брюннелем, автором эскиза «Роберто Зукко»- ред.),  и за 12 дней появился практически полноценный спектакль. Вполне вероятно, что за таким подходом будущее театра.

«Ветер шумит в тополях»-  это тоже хороший опыт, жёсткий. Искандер (Сакаев, режиссер-постановщик спектакля-ред) очень интересный режиссер, импульсивный и требовательный, и когда мы собрались первый раз, то были опасения, что мы не выучим текст, просто не успеем, а уже через две недели сделали первый прогон. Это была такая проверка на профпригодность: если мозги включены, и профессией владеешь, то справишься.

- Было трудно работать с Ришаром Брюннелем, режиссером, который не говорит по-русски?

- Языковой барьер вообще не ощущался. Переводчица была просто потрясающая, все было понятно, каждое слово, даже интонации, которые от нас хотел получить режиссер, она могла объяснить. Сам Ришар был стремителен, он не давал нам времени на погружение, наоборот, все надо было делать быстро.  Но мне было очень комфортно, хотя изначально я не готов был к такому натиску.

- У Вас довольно солидное резюме, в  котором есть сотни ролей. Остались непокоренными какие-то творческие вершины? Проще говоря, есть еще роли, которые Вы не успели, но хотели бы сыграть?

Юрий Новохижин в спектакле "Ветер шумит в тополях": Эта роль удивила меня. Фото:Андрей Кокшаров

- Я играл Ленина еще при советской власти(смеется). «Синие кони на красной траве», так назывался спектакль, потом эту же роль играл Янковский, я помню…Так вот, сначала приходили ребята из управления культуры, смотрели небольшой фрагмент из спектакля, ставили печать «одобрено» на мою фотографию. Потом точно также приходили из обкома, затем из комитета по безопасности, и уж после третьей печати отправляли в Москву на согласование. Я сыграл, наверно, три четверти пьес Шекспира, так что меня сложно удивить какой-либо ролью, но вот знаете, «Ветер шумит в тополях» удивил меня, да. А так…Мне кажется, я сыграл все, что можно.

«Сейчас в театре противостояния нет»

- Как сегодня складываются отношения внутри труппы? Помнится, на встрече губернатора с коллективом театра ощущалось некое противостояние, даже репликами нелицеприятными обменивались: молодые артисты - с мэтрами сцены и наоборот…

- Ну я не обижаюсь на тех молодых девочек, которые мне тогда в пылу что-то наговорили. Я все понимаю, ведь мы, артисты, народ зависимый, а они только начали работать тогда в труппе, хотели себя как-то зарекомендовать, показать себя режиссеру, это понятно. А так- нормальные отношения со всеми, сейчас в театре нет противостояния.

- Ни внутри труппы, ни между артистами и руководством?

- Отношения нормальные со всеми. А как может быть иначе, если я получаю роли, если мне худрук доверяет играть в театре, то о каких разногласиях речь? У меня и с директором, Сергеем Дамбергом, отлично сложилось. Когда я слышу, что кто-то там говорит, что надо убрать директора, я спрашиваю: вы найдете кого-то лучше? Человек уже год с нами работает, понимает весь процесс, зачем нам новый директор?

- Ваш коллега по цеху, актер Виктор Яковлев, с которым Вы выступали всегда плечом к плечу, по-прежнему считает, что руководить театром доверили некомпетентным людям. Процитирую его комментарий:

«Да не режиссер он! Режиссуры-то как раз мы и не видим. Ни репертуара, ни тем более репертуарной политики нет. Мы видим торговца спектаклями чужих театров. В этих условиях существование свой труппы - как кость в горле, с которой (пока! - думает он) вынужден считаться».

Это позиция отдельного человека или актер выражает общее мнение труппы?

- Думаю, это личная обида Вити. Все дело в переносе спектакля «Солдатики», он считает, что это такая направленная против него акция. Я говорил ему: Витя, не гони лошадей, что сейчас времена такие, трудно с финансами, и не только в театре или в Пскове, сейчас всей стране тяжело. Но он уперся, и почему-то уверен, что его обманут.

Тут ведь нужно быть деликатным: Виктор Яковлев очень талантливый, но как и многие артисты, достаточно капризный. И конечно, нужно дать ему поставить спектакль. «Солдатики» должны появиться.

- Как актер или любой сотрудник театра, считаете ли Вы необходимым рассказывать о внутренних проблемах коллектива в средствах массовой информации? И в целом, Ваше мнение о той кампании против театра, которую ведет ПЛН?

- Я не читаю ПЛН, мне дочь вообще запрещает пользоваться интернетом(смеется). Но выносить сор из избы- это неправильно. Если ты не согласен, если тебе все ненавистно и противно, тогда уходи. Уходи.

- Что касается регионального отделения СТД, каковы планы организации на будущее? Примете ли Вы обратно в организацию худрука театра, Василия Сенина?

- Ну конечно примем. Я просто думаю, что Сенин тогда не понимал, что такое псковский филиал СТД и решил, что это такая «бросовая» организация. Не только он, кстати: многие актеры, когда стали больше зарабатывать, решили не платить взносы и уйти. А теперь все дернулись назад: возраст, здоровье стало шалить, а у нас в Москве есть шикарная поликлиника для членов СТД. Там за один день тебе полную диагностику могут сделать и все подлатать.

К нам активно идут и молодые актеры, великолукские активно подтягиваются, у нас ведь творческое направление просто сумасшедшее: мы можем посылать в командировки и на семинары, любые, какие только будут интересны.

- Юрий Михайлович, в канун Нового года принято не только подводить итоги, но и давать прогноз на будущее. Какое будущее у псковского театра?

- Прогноз на будущее просто обязан быть хорошим.  Если мы не откажемся совсем от репертуарного театра, то наше будущее станет даже радужным. За границей, кстати, в восторге от того, что русский актер может сегодня Гамлета сыграть, а завтра уже перевоплотиться в чеховского героя. Под это дело можно в Псков хороших актеров пригласить.

 



Дата публикации: 9 декабря 2014

25 апреля 2024
19:00
четверг
16+

«Говорит Москва»

Перенос на 5 июня
Новый зал
25 апреля 2024
19:00
четверг
18+

«Бовари»

Малая сцена