Искандер Сакаев: «Самое главное это игра актёров»
Интервью с режиссёром спектакля «Ветер шумит в тополях»
Премьера комедии «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга и сценариста Жеральда Сиблейраса состоялась в Псковском драмтеатре меньше двух месяцев назад, 18 октября, ее посмотрели более 500 зрителей. В 2006 году во Франции это произведение признали лучшей комедией. В России её сначала поставили в Москве, а затем — во многих других городах.
В Псковском театре драмы им. А.С.Пушкина пьесу поставил известный режиссёр Искандер Сакаев- выпускник режиссёрской магистратуре при Школе-студии МХАТ и Центре им. Мейерхольда, ученик Валерия Фокина, художественного руководителя и директора Александринского театра.
В спектакле «Ветер шумит в тополях» заняты мэтры псковской труппы:народные артисты России Юрий Новохижин, Владимир Свекольников и заслуженный артист России Сергей Попков. Герои встречаются на террасе дома престарелых. У каждого из них своё прошлое, но сегодня они объединены одним будущим — старостью и границами этого дома.
Искандер Сакаев. Фото: Андрей Кокшаров
- Это грустная комедия. Пьеса, на мой взгляд, очень хорошая, качественная. Идея собственно проста – сопротивляйся, несмотря не на какие условия, не на какие роковые обстоятельства, тем не менее, стремись быть в них человеком, по максимуму! Собственно очень жизнеутверждающая пьеса и при всей своей, возможно грустности, все-таки комедия, комедия характеров. Как таковой интриги, сверх закрученного сюжета там нет, но есть отношения, острота взаимодействия между персонажами, и между личностями актёров в том числе. Я хотел поработать с длинным ролевым и человеческим шлейфом.
Я много знаю об псковском театре, я знал его до перемен, а в процессе узнал еще больше. Сейчас театр находится на таком очень интересном этапе, и очень важно чтобы в эти перемены по максимуму встроились все, не только молодая часть труппы, тем более в Пскове, где театр - полноценный, драматический- только один. И важно, чтобы здесь было всё, как в хорошем гипермаркете (смеется).
Главные герои:(слева направо)Сергей Попков, Юрий Новохижин, Владимир Свекольников. Фото:Андрей Кокшаров
Идея постановки пьесы «Ветер шумит в тополях» у Вас возникла самостоятельно, Вы её обсуждали с художественным руководителем Василием Сениным или это был процесс сотворчества?
- Да, безусловно - я предложил несколько названий, в том числе и эту пьесу, и мы обсудили это с Василием, заодно прикидывали возможности театра. В результате мы всё-таки остановились на этом названии и я об этом не жалею.
«Ветер шумит в тополях» ставили в других театрах?
- Эта пьеса очень хорошо шла во Франции, да и собственно, была написана для звёзд французской сцены и экрана. Сейчас она идет в Москве в двух театрах- в Сатириконе и в театре Вахтангова, собственно для театра Вахтангова она изначально и переводилась. Еще ее ставили в Татарстане, на татарском же языке шла эта постановка в Набережных Челнах. Насколько я знаю, сейчас её ставят в Нижнем Новгороде, идёт процесс репетиций.
Сцена из спектакля:(слева направо)Максим Плеханов, Виталий Бисеров, Николай Яковлев.Фото:Андрей Кокшаров
В других театрах играли три актёра, потому что три персонажа в пьесе. У Вас шесть актёров заняты в постановке, почему?
- У нас даже семь, и сделано это тобы придать этой текстовой пьесе некий игровой объём, то есть, чтобы было некое отражение, игра со смыслами, театрализация. В спектакле у нас есть сверх женщина – эта актриса (Илона Гончар), которая исполняет несколько ролей. Перевоплощается, точнее преображается, из сестры Магдалины в сестру одного из героев, потом становится девушкой-мечтой, приятным воспоминанием одного из героев о бурно прижитой молодости. Вот такая многофункциональная роль.
Вы сказали, что основная идея спектакля - сопротивление….
- Скорее это призыв не сдаваться, не подчиняться обстоятельствам, какие бы тяжёлые они не были. Если хочешь прожить свою жизнь достойно- старайся преодолеть даже самую нежизнеспособную ситуацию.
А Вам лично по жизни близка эта идея?
- Для меня это своего сублимация (смеётся). Я как раз очень прогибаем обстоятельствами, и поэтому для меня тут попытка творческого выхода.
Сцена из спектакля "Ветер шумит в тополях".Фото:Андрей Кокшаров
В своей работе использовали ли Вы технические возможности театра?
- У нас в спектакле нет технически глобальных сверхзадач: мы не используем подвесную систему или какие-то кран-стрелки или плунжера или выносы в зал, у нас нет сверхсложной техники. Но я вижу, как театр работает, и думаю, что сейчас он работает в очень напряжённом режиме, потому, что один за другим спектакли и премьеры. Это, по-моему, правильно, это очень хорошо, труппа задействована. Есть, наверное, какие-то технические ограничения, но я их не ощущаю в процессе работы. Театр мне кажется, может многое, гораздо больше, недаром, сюда приезжают на гастроли «Глобус» шекспировский, Александринский театр, спектакли «Золотой маски», то есть театр достоин всего самого лучшего,в тмо числе- и лучших репертуарных спектаклей на своей сцене.
Искандер, Ваши постановки сейчас идут на многих сценах. Следите ли Вы за их судьбой, пользуются ли они успехом у зрителей?
- И да и нет, потому что всё зависит от конкретных задач самого театра, от его интереса к спектаклю. Сейчас меня активно приглашают на фестивали с моими спектаклями, и я очень часто езжу. Совсем недавно спектакль «Ромео и Джульетта», в моей постановке получил Гран-при на фестивале «Театров малых городов» в Коломне. С успехом прошёл показ спектакля в Пензе на Международном лермонтовском фестивале, потом будет показан мой башкирский спектакль «Царь Эдип» на гастролях в Москве. Несколько дней назад показали во Владимире, на фестивале «У Золотых ворот», мой спектакль «Н.Ф.Б.» по роману «Идиот», Новгородского театра и так далее.
Сцена из спектакля "Ветер шумит в тополях".Фото:Андрей Кокшаров
Для себя вы разграничиваете эти спектакли по степени вклада в них душевных и эмоциональных сил, одни более дороги, другие- менее?
- По-разному бывает. Иногда, кажется что вот - это моя самая светлая, яркая песня, спектакль, в который я вложил всего себя и оторвался по полной, а через какое-то время оказывается, что это этапный, проходящий… Сложно сказать, время все должно расставлять на свои места. Есть опыт, когда я ставил спектакль ради заработка(как мне казалось), а оказалось, что это один из моих лучших спектаклей в восприятии тех, кто это видел со стороны. А бывает наоборот: я вложил в работу душу, силы, нервы, а спектакль не вызывает отдачи в зрительном зале, такая «вещь в себе», которая нравится актёрам и мне, но абсолютно не принимается зрителями. В этом отношении интереснее всего бывает в академических, крупных театрах, потому что они наименее готовы к эксперименту и тут очень хочется попробовать что-то новое, интересное, нестандартное.
Псковский театр тем и хорош, что он ломает некие стереотипы, кордоны, банальные формы восприятия. Театр сейчас в очень интересном времени находится, в очень интересном моменте своей жизни, и все это- благодаря художественному руководителю, его усилиям и той команды, которую он привёл.
Спектакль «Ветер шумит в тополях» чем будет наиболее интересен зрителям: сценографией драматургией, игрой актеров или всем вместе?
- Надеюсь, всем(смеется) Сценография предельно простая, очень лаконичная, собственно, как и сама драматургия, которая не требует глобальных сценографических решений.Самое главное- игра актёров, всё ради этого, поскольку в этом спектакле я не занимаюсь какой-то радикальной режиссурой или переломом сознания.
Приобрести билеты на спектакль «Ветер шумит в тополях» можно в кассе: 72-80-22 или на сайт театра
«Невероятные приключения голубя Петра»
Маленький театрNotice: Undefined variable: afisha in /var/www/drampush/data/www/drampush.ru/use/afisha_today.php on line 32