Искандер Сакаев: «Самое главное это игра актёров»

Интервью с режиссёром спектакля «Ветер шумит в тополях»

Премьера комедии «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга и сценариста Жеральда Сиблейраса состоялась в Псковском драмтеатре меньше двух месяцев назад, 18 октября, ее  посмотрели более 500 зрителей.  В 2006 году во Франции это произведение признали лучшей комедией. В России её сначала поставили в Москве, а затем — во многих других городах.

В Псковском театре драмы им. А.С.Пушкина пьесу поставил  известный режиссёр Искандер Сакаев- выпускник  режиссёрской магистратуре при Школе-студии МХАТ и  Центре им. Мейерхольда, ученик Валерия Фокина, художественного руководителя и директора Александринского театра. 

В спектакле «Ветер шумит в тополях» заняты мэтры псковской труппы:народные артисты России Юрий Новохижин, Владимир Свекольников и заслуженный артист  России Сергей Попков. Герои встречаются на террасе дома престарелых. У каждого из них своё прошлое, но сегодня они объединены одним будущим — старостью и границами этого дома.

Искандер Сакаев. Фото: Андрей Кокшаров

 -   Это  грустная комедия. Пьеса, на мой взгляд, очень хорошая, качественная. Идея собственно проста – сопротивляйся, несмотря не на какие условия, не на какие роковые обстоятельства, тем не менее, стремись быть в них человеком, по максимуму!  Собственно  очень жизнеутверждающая пьеса и при всей своей, возможно грустности, все-таки комедия, комедия характеров. Как таковой интриги, сверх закрученного сюжета там нет, но есть отношения, острота взаимодействия между персонажами, и между личностями актёров в том числе. Я хотел поработать с длинным ролевым и человеческим шлейфом.

 Я много знаю об псковском театре, я знал его до перемен, а в процессе узнал еще больше. Сейчас театр находится на таком очень интересном этапе, и очень важно чтобы в эти перемены по максимуму встроились все, не только молодая часть труппы, тем более в Пскове, где театр - полноценный, драматический- только один. И важно, чтобы здесь было всё, как в хорошем гипермаркете (смеется).

Главные герои:(слева направо)Сергей Попков, Юрий Новохижин, Владимир Свекольников. Фото:Андрей Кокшаров

Идея постановки пьесы «Ветер шумит в тополях» у Вас возникла самостоятельно, Вы её обсуждали с художественным руководителем Василием Сениным или это был  процесс сотворчества?

Да, безусловно  -    я предложил несколько названий, в том числе и эту пьесу, и мы обсудили это с Василием, заодно прикидывали  возможности  театра. В результате мы всё-таки остановились на этом названии и  я об этом не жалею. 

«Ветер шумит в тополях»  ставили в других театрах?

 -  Эта пьеса очень хорошо шла во Франции, да и собственно,  была написана для звёзд французской сцены и экрана. Сейчас она  идет в Москве в двух театрах- в  Сатириконе и в театре Вахтангова, собственно для театра Вахтангова она изначально и переводилась. Еще ее ставили  в Татарстане, на татарском же языке шла эта постановка в Набережных Челнах.  Насколько я  знаю,  сейчас её ставят в Нижнем Новгороде, идёт процесс репетиций.

Сцена из спектакля:(слева направо)Максим Плеханов, Виталий Бисеров, Николай Яковлев.Фото:Андрей Кокшаров

В других театрах играли три актёра, потому что три персонажа в пьесе. У Вас шесть актёров заняты в постановке,  почему?

У нас даже семь, и сделано это тобы придать этой текстовой пьесе некий  игровой объём, то есть, чтобы было некое отражение, игра со смыслами, театрализация.   В спектакле у нас есть сверх женщина – эта актриса (Илона Гончар), которая исполняет несколько ролей.  Перевоплощается,  точнее  преображается, из сестры Магдалины в сестру одного из героев, потом становится девушкой-мечтой, приятным воспоминанием одного из героев о бурно прижитой молодости. Вот такая многофункциональная роль.

Вы сказали, что основная идея спектакля -  сопротивление….

-  Скорее это призыв не сдаваться,  не подчиняться обстоятельствам, какие бы тяжёлые они не были. Если хочешь прожить свою жизнь достойно- старайся преодолеть даже самую нежизнеспособную ситуацию.

А Вам лично по жизни близка эта идея?

Для меня это своего сублимация (смеётся).  Я как раз очень прогибаем обстоятельствами, и поэтому для меня тут попытка творческого  выхода.  

Сцена из спектакля "Ветер шумит в тополях".Фото:Андрей Кокшаров

В своей работе использовали ли Вы технические возможности театра?

- У нас в спектакле нет технически  глобальных сверхзадач: мы не используем  подвесную систему или какие-то кран-стрелки или плунжера или выносы в зал, у нас нет сверхсложной техники. Но я вижу, как театр работает, и  думаю,  что сейчас он работает в очень напряжённом режиме, потому, что один за другим спектакли и премьеры. Это, по-моему, правильно, это очень хорошо, труппа задействована. Есть, наверное, какие-то технические ограничения, но я их не ощущаю в процессе работы. Театр  мне кажется, может многое, гораздо больше, недаром,  сюда приезжают на гастроли  «Глобус» шекспировский, Александринский театр,  спектакли «Золотой маски»,  то есть театр достоин всего самого лучшего,в тмо числе-  и лучших репертуарных спектаклей  на своей сцене.

Искандер, Ваши  постановки сейчас идут на многих сценах. Следите ли Вы за их судьбой, пользуются ли они успехом у зрителей?

И да и нет, потому что всё зависит от конкретных задач самого театра, от его интереса к спектаклю. Сейчас меня активно приглашают на фестивали с моими спектаклями,  и я очень часто езжу. Совсем недавно спектакль «Ромео и Джульетта», в моей постановке получил Гран-при на фестивале  «Театров малых городов»  в Коломне.  С успехом прошёл показ спектакля в Пензе на Международном лермонтовском фестивале,  потом будет показан мой башкирский спектакль  «Царь Эдип»  на гастролях в Москве. Несколько дней назад показали во Владимире, на фестивале «У Золотых ворот»,  мой спектакль  «Н.Ф.Б.» по роману «Идиот»,  Новгородского театра и так далее.

Сцена из спектакля "Ветер шумит в тополях".Фото:Андрей Кокшаров

Для себя вы разграничиваете эти спектакли по степени вклада в них душевных и эмоциональных сил,  одни более дороги, другие-  менее?

По-разному бывает. Иногда, кажется что вот - это моя самая светлая, яркая  песня, спектакль, в который я вложил всего себя и оторвался по полной, а через какое-то время оказывается, что это этапный, проходящий… Сложно сказать, время все должно расставлять на свои места. Есть опыт, когда я ставил спектакль ради заработка(как мне казалось), а оказалось, что это один из моих лучших спектаклей в восприятии тех, кто это видел со стороны.  А бывает наоборот: я  вложил в  работу душу, силы, нервы, а спектакль не вызывает отдачи  в зрительном зале, такая «вещь в себе», которая нравится актёрам и мне, но абсолютно не принимается зрителями.  В этом отношении интереснее всего бывает в академических, крупных театрах,  потому что они наименее готовы к эксперименту и тут очень хочется попробовать что-то новое, интересное, нестандартное.

Псковский театр тем и хорош, что он ломает некие стереотипы, кордоны, банальные формы восприятия. Театр  сейчас  в очень интересном времени находится, в очень интересном моменте своей жизни, и все это-  благодаря художественному руководителю,  его усилиям и той команды, которую он привёл.

  Спектакль «Ветер  шумит в тополях» чем   будет наиболее  интересен зрителям: сценографией драматургией, игрой актеров или всем вместе?

Надеюсь, всем(смеется) Сценография предельно простая, очень лаконичная,  собственно, как и  сама драматургия, которая  не требует глобальных сценографических решений.Самое главное- игра актёров, всё ради этого, поскольку в этом спектакле я не занимаюсь какой-то радикальной режиссурой или переломом сознания.

Приобрести билеты на спектакль «Ветер  шумит в тополях» можно в кассе: 72-80-22 или на сайт театра

 

Дата публикации: 28 ноября 2014

20 апреля 2024
11:00
суббота

Notice: Undefined variable: afisha in /var/www/drampush/data/www/drampush.ru/use/afisha_today.php on line 32
20 апреля 2024
15:00
суббота
21 апреля 2024
13:00
воскресенье
21 апреля 2024
19:00
воскресенье
12+

«Соседи»

Большая сцена
21 апреля 2024
19:00
воскресенье
12+

«Случайный вальс»

Замена спектакля «Говорит Москва»
Новый зал