Наш тег в соцсетях: #drampush

Даниил Александрович Безносов


Российский театральный режиссёр, род. 16 мая 1981, Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Даниил Безносов учился в Ивановском областном училище культуры, в 2005 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская профессора С. В. Женовача).

Даниил Безносов — неоднократный участник театральных творческих лабораторий в Екатеринбурге, Саратове, Омске.

В 2011 году назначен художественным руководителем театрального центра имени А. П. Чехова в Южно-Сахалинске. В 2013 году оставил эту должность.

С 2015 года — главный режиссёр Краснодарского муниципального молодёжного театра.

Постановки в театре

«Лекарь поневоле» (Ж.Б. Мольер). (Каменск-Уральский театр драмы)

«Ночь любовных помешательств» по пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». (Курганский театр драмы, приз «За лучший ансамбль» на фестивале «Золотой Конёк»)

«Школа жён» (Ж.Б. Мольер). (Курганский театр драмы)

«Доходное место» (А. Н. Островский). (Курганский театр драмы)

«Мера за меру» (У. Шекспир). (Нижневартовский драматический театр)

«Студент» (А. С. Грибоедов). (Омский «Пятый театр»)

«Мёртвые души» (Н. В. Гоголь). (Омский «Пятый театр»)

2009 — «Частная жизнь» (Ксения Степанычева). (Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова)

2009 — «Иван-Богатырь и Свет-Луна» (Виталий Руснак). (Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова)

2010 — «Город ангелов» (Игорь Игнатов). (Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова)

2011 — «У ковчега в восемь» (Ульрих Хуб (нем. Ulrich Hub)). (Русский республиканский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова (Абакан))

2011 — «Свет-Луна» (Виталий Руснак). (Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова)

2011 — «Быть или не быть?» по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца». (Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова)

2011 — «Трижды три желания, или Умение загадывать» (Жак Жуе). (Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова)

2011 — «Так же, как все…» («Частная жизнь») (Ксения Степанычева). (Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова)

2011 — «Паника, или Мужчины на грани нервного срыва» М. Мюллюахо (фин. Mika Myllyaho). (Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова)

2012 — «Хаос, или Женщины на грани нервного срыва» (М. Мюллюахо). (Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова)

2012 — «Гармония» (М. Мюллюахо). (Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова)

2012 — «Плывёт» (вербатим) (Л.Мульменко, И.Колпаков). (Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова)

2015 — «Зимняя сказка» (У. Шекспир). (Краснодарский муниципальный молодёжный театр)

2015 — «Пегий пёс, бегущий краем моря» (Чингиз Айтматов). Драматический театр «Колесо» им. Г.Б. Дроздова (Тольятти)

2015 — «Снегурушка» (М. Бартенев). (Краснодарский муниципальный молодёжный театр)

2016 — «Ночь любовных помешательств» (У. Шекспир). (Краснодарский муниципальный молодёжный театр)

2016 — «Панды» («История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте») (Матей Вишнек). (Краснодарский муниципальный молодёжный театр)

2016 — «Гроза» (А. Н. Островский). (Краснодарский муниципальный молодёжный театр) – номинант премии «Золотая маска»

2017 — «Утиная охота» (Александр Вампилов). (Черемховский драматический театр)

2017 — «Зимы не будет» (Виктор Ольшанский). (Мотыгинский драматический театр)

2017 — «Человек и джентльмен» (Эдуардо Де Филиппо). (Краснодарский муниципальны

2018 – «Отелло» (Уильям Шекспир). Псковский академический театр драмы им.А.С.Пушкина

***

(16+) Даниил Безносов: Две недели растянулись на семь лет

В театре «Колесо» побывал яркий молодой режиссер Даниил Безносов. В местной драме уже сложилась традиция, которую можно выразить лозунгом: «Больше режиссеров-постановщиков, хороших и разных».

В просторном кабинете собралось целых пять выпускников ГИТИСа, причем все – разных лет и разных мастерских. Художественного руководителя «Колеса» Михаила Чумаченко и главного  режиссера Владимира Хрущева наши театралы уже хорошо знают. А гостями стали Алексей Золотовицкий, уже поставивший «Когда закончилась война», Василий Мищенко, познакомившийся с труппой и будущими главными персонажами очередной пьесы – «Пять вечеров» и, наконец, Даниил. В Тольятти он приехал из Самары, чтобы только начать переговоры о постановке, которая планируется к юбилею заслуженной артистки Российской Федерации Ольги Самарцевой.

– Какие пьесы вам предложили? Определились уже?

– Михаил Николаевич предложил одну пьесу – интересно, что именно ее я четырем театрам предлагал. Не исключено, что ее выберем, но пока не назову: еще двести раз все поменяется, а артисты уже настроятся. Давления при выборе материала я не испытываю,  но есть замечательная актриса Ольга Самарцева, с которой знаком пока только по статьям и фотографиям. Мы будем с ней общаться, а пока автоматом возникает «Васса Железнова», «Сладкоголосая птица юности». Островский – причем хоть Николай, хоть Александр. «Бесприданница» – почему бы и нет?

На Сахалине к юбилею артиста мы готовили бенефис, два месяца ругались. Он:

– Хочу «Тартюфа»!

– Я вас умоляю: это никому не  нужно – ни вам, ни мне!

Я ему десятками слал пьесы, а он:

– С чего ты взял, что это ко мне отношение имеет?

В итоге мы сделали «Самоубийцу» Эрдмана, и оба были счастливы. Он в теле такой дядька, а первая фраза персонажа: «У нас колбаса есть в доме?», ему есть нечего! С этого мои два с половиной года жизни на Сахалине начались…

Даниил Безносов в свои 33 года поставил множество спектаклей по всей России, а в данный момент работает одновременно над семью постановками. Репетируя в «СамАрте», заехал и к нам в Тольятти, благо с 2010 года знаком с Хрущевым:

– Пересеклись в Березниках, где Владимир Геннадьевич служил также главрежем. Анархотуризм – такая профессия у нас…

– Даниил Александрович, ваша биография поражает. Родился в Надыме, учился в Иваново и Москве, работал в Омске, Саратове, Хабаровске, Краснодаре. Это врожденная склонность к перемене мест?!

– Скорее всего, это  обратная сторона медали, то есть профессии. Схоже с военными – служба зовет. У меня совершенно загадочная история произошла: я в 2007 году уехал в командировку, то есть на выпуск спектакля, и с той поры вернулся домой в первый раз в мае прошлого года на два дня. Домой – в Москву уже, родители давно переехали. Так у меня две недели в Кемерово растянулись на семь лет жизни.

– В Саратове у вас история похожая случилась.

– В Саратове я год прожил. Один спектакль выпустил – меня позвали на второй, выпустил второй – позвали на третий. Ехать домой на два дня? Сейчас у меня маленький ребенок, за год покупаем четвертую кроватку.

– Семья с вами ездит?

– По возможности.

– Тольятти вам как?

– У меня уже есть предположение, что это очень театральный город.

– А как вы это сразу определили?

– Знаете, я города уже давно путаю. Просыпаешься – и не сразу соображаешь, где находишься. Но по двум вещам в каждом городе я определяю, что публике интересно. День, два по городу хожу пешком – магазины, встречные люди, парк. Второе: раньше была газета «Из рук в руки», сейчас это сайт «Авито» – по нему примерно определяю, чем город живет. Трудно  объяснить как.

– Но вы только из архитектурного  облика не делайте выводы!

– Да какие: я в Надыме родился. Самому городу 40 лет нет, и он – в тундре. А сейчас все совсем радикально: я с крайней восточной точки приехал на самую крайнюю западную. В Южно-Сахалинске два с половиной года работал, потом еще год в Хабаровске, был директором театра.

В Тольятти такое первое впечатление: я только зашел в театр, а тут такая жизнь начинается – пять режиссеров, жизнь кипит! На Сахалине мы выпускали 13 премьер в год, и зал пустым не был. И такой темп благостно сказывается на труппе. Потому что разные режиссеры, разные методы.

– У нас тоже было 10 премьер в прошлом сезоне.

– Я не про количество. Я про жизнь. Когда актеры не работают, они забывают, что эту профессию любят, просто забывают. Они уязвимы и думают сразу, что бездарны, и тогда начинаются интриги, пьянство и бог весть что. А это же прекрасно, когда актер говорит: ну не могу, дайте отдохнуть. Это же лучше, чем когда они мучают главрежа: ну что я сижу, сколько можно, уйду в другой театр!

– Вы работаете одновременно над семью постановками! Это как возможно?

– Цифра страшная, но у меня изначально не было такой затеи. С Самарой мы год переговаривались, и в Краснодаре спектакль я должен был поставить 6 октября, но в августе театр стал на ремонт, сроки все время сдвигались. Что сидеть без дела, вот и возник такой объем. 12 февраля краснодарский театр откроется премьерой, а потом надо в свой «Тильзит-театр» – заканчивать спектакли, пока мой коллега там работает, Павел Зобнин, мы по скайпу с ним общаемся.

– Что это за театр?

– В городе Советске Калининградской области, это территория бывшей Восточной Пруссии. Бывший город Тильзит, туда надо на экскурсии ездить. Совершенно фантастическая архитектура, театр построен 102 года назад. Пришли немцы к градоначальнику и говорят: хотим театр, нам скучно. На что градоначальник ответил, как и у нас могут: денег нет. И горожане принесли. Скинулись. Это самое большое здание в городе, как Омская драма – три яруса бельэтажей, балкон, лепнина и… 220 мест! Труппа – 16 человек, там 18 лет был главрежем сам Евгений Марчелли, это его артисты. С финансами ужас, а мы хотим восемь премьер сделать. В городе 42 тысячи населения, вся интеллигенция на сдаче, потом два дня премьера. Если легкий жанр – постановка живет год. Но все ездят в «Тильзит-театр» как на экскурсию, да я сам бы заплатил, чтобы с труппой Марчелли поработать!

– Как вы выбираете спектакли?

– Все очень сложно. Я безумно мечтаю поставить «Преступление и наказание» – девятичасовой спектакль. Все театры, где я трудился, знают, что у меня есть такая затея, но… Представьте себе, что в  Тольятти сделана эта постановка – вряд ли даже премьеру посмотрят, это три дня: пятница, суббота, воскресенье – по три часа. Еще я очень хочу и предлагаю Михаилу Чумаченко «Как закалялась сталь». Вот-вот, сразу все зависают, а я инсценировку пишу.

– Почему?!

– Потому что время поменялось и поменялось звучание материала. Те же слова, та же ситуация, а звучание другое. Я больше чем уверен, что мы скоро сильно пересмотрим всю советскую классику. Представьте мизансцену: строится узкоколейка и вместо шпал – Павка Корчагин. Машина растоптала личность: кто скажет, что не про это? Я смотрел в Барнауле замечательный спектакль Мити Егорова «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Володина. О том, как исчерпался институт брака – это было так понятно! Чем сегодня заканчиваются отношения мужчины с женщиной? Удалением из «Одноклассников». Не любишь – вон из друзей. Женились – развелись. Удивительный спектакль, который начинается удалением странички из контакта, а завершается пониманием, что институт брака закончился – нет мужской ответственности и вообще никакой. Жениться стало легче – кредит взял, зачем трудоустраиваться, вставать на ноги?

Про современность можно говорить Мольером. Вот «Скупой»: все знаем, про жадного дяденьку, он никому не дает денег. К нему приходит сын:

– Папа, я женюсь.

– Нет денег.

– Я возьму кредит!

И он берет у него деньги в долг, не зная, что у отца.

– Пятьдесят процентов!

– Мне плевать, я жениться хочу!

Так папа жадный или сын дебил? Очень современно!

– А как ты будешь жить?

– Да отлично, у нас вся жизнь впереди!

Так дети сегодня говорят. Хорошая драматургия имеет такое свойство – качественно видоизменяться в зависимости от времени. Какую-нибудь «Белую гвардию» сейчас взять: прошлое стирается, настоящего нет  никакого, а будущее – бред сумасшедшего. Премьер 40 будет в этом году, если не запретят…

Даниил Безносов просто заинтриговал своей глубиной суждений и работоспособностью, которая, как он признался в итоге, тоже является обратной стороной еще одной «медали»:

– Много спектаклей – от комплекса быть ненужным. Я никак не могу научиться отказываться. Не в гонорарах дело, а страшно.  Я поймал себя на том, что три дня не могу без репетиций. То мучаю себя и супругу: ну не могу я, дайте мне полгода книжки почитать. А через два дня с ума схожу и бегу в театр что-нибудь репетировать. Я не считаю, что такой востребованный, после каждой премьеры сидишь в депрессии: да кому ты 300 лет нужен?! Мне радостно, если после премьеры говорят: давай еще что-то. Понимаешь, что созидательно все было, ни с кем не поругался…

 

Надежда БИКУЛОВА ( молодёжный театр)


Даниил Александрович Безносов